Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Умелые ручки

Паспорт программы
Образовательная программа «Умелые ручки»
Руководитель программы

Педагог дополнительного образования, первая
квалификационная категория Шарикова Александра
владимировна

Организация-исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад
№ 5«Ёлочка»
РСО-Алания, г. Моздок, ул. Кирова 106
тел. 8(86736) 2-23-49
olytimulina76@mail.ru

Адрес
Электронная почта
Программа реализуется

Возраст обучающихся

в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении детский сад с
приоритетным осуществлением интеллектуального
развития воспитанников №5 «Ёлочка»
5-6 лет

Социальный статус

воспитанники дошкольного образовательного
учреждения

Цель программы

Развитие у детей художественно-творческих
способностей посредством нетрадиционных техник
рисования. Организация досуга детей.

Направленность программы:

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Умелые ручки» имеет
художественную направленность.
Модифицированная

Вид программы
Уровень реализации
Уровень освоения программы
Способ освоения содержания
образования

Дополнительное образование
базовый
Креативный

ВВЕДЕНИЕ
Рисование - это отражение душевной заботы. Чувства, разум, глаза и руки
- инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при
этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить
прекрасное мгновение», отобразив своё отношение к действительности на
листе бумаги.Творчество не может существовать под давлением и насилием.
Оно должно быть свободным, ярким, неповторимым, непринуждённым.
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности,
главное - самим верить, что художественное творчество не знает
ограничений

ни

в

материале,

ни

в

инструментах,

ни

в

технике.Нетрадиционные техники рисования являются отражением способов
создания чего либо нового, оригинального произведения искусства, где
наиважнейшим моментом является собственная фантазия, в котором
гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для
детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное –
самовыражаться.
Нетрадиционные способы рисования соответствуют методике «свободных
ассоциаций». Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у
детей

желание

рисовать,

дети

становятся

более

раскрепощенными,

уверенными, что их работа лучше всех. Нетрадиционное рисование – это
толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности,
инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая
игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не
утомляет

малыша,

у

ребенка

сохраняется

высокая

активность

и

работоспособность на протяжении всего времени рисования. Само понятие
«нетрадиционно» означает - не основываясь на традиции; происходя не в
силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю;
отличаясь

оригинальностью;

не

придерживаясь

традиций.

Отсюда

«нетрадиционное рисование» - искусство изображать, не основываясь на

традиции.

Рисование

нетрадиционными

материалами

даёт

самые

неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и
колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Рисование
необычными

материалами

позволяет

детям

ощутить

незабываемые,

положительные эмоции. Эмоции, как известно - это и процесс, и результат
практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По
эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует,
повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность,
индивидуальность.
Истинная ценность нетрадиционных техник заключается не в качестве
работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Умелые ручки имеет художественную направленность и разработана для
детей 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196),
-

Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242),
- Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня
2019 года № МР-81/02вн)

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-

Уставмуниципального

учреждения

–

бюджетного

детский

сад

с

дошкольного

образовательного

приоритетным

осуществлением

интеллектуального развития воспитанников №5 «Ёлочка» г. Моздока
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций».
НАПРАВЛЕННОСТЬ
Программы Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки»
(далее

–

«Программа»)

определяет

организацию

художественной

деятельности детей дошкольного возраста (содержание, формы) в МБДОУ
детский сад №5 «Ёлочка» (далее по тексту – ДОУ) в возрасте от 5 до 6 лет с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа
спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей
образовательного

учреждения,

запросов

родителей

(законных

представителей).
Развитие художественно-творческих способностей (в первую очередь
способности

к

изобразительных
мышления,

реализации
средств

тактильной

художественного

вкуса,

замыслов

выражения),
памяти,

посредством
развитие

мелкой

знакомство

детей

пространственного

моторики,
с

использования
воспитание

нетрадиционными

изобразительными технологиями. Занятия в кружке позволяют развивать у
детей не только художественные способности, но и коммуникативные
навыки в процессе рисования.
НОВИЗНА
Новизна данной программы является состоит в том, что в системе работы
используются нетрадиционные методы и способы развития детского

художественного творчества. Используются самодельные инструменты,
природные и бросовые для нетрадиционного рисования и изготовления
аппликации.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность программы в том, что использование нетрадиционных
техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не
шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое
напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а
также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет
техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать
на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать
своё настроение.
Нетрадиционные

материалы

и

техники,

которые

используются

в

изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только
образного

мышления,

но

и

самоконтроля,

усидчивости,

внимания,

зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и
эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка развиваются приоритетные
интересы, круг которых во многом определяет дальнейшее развитие ребенка,
процесс его социального становления и поведения. В старшем дошкольном
возрасте у ребенка возникает интерес к своему внутреннему миру, а также к
средствам его выражения. Поэтому важной является задача помочь старшему
дошкольнику в развитии и раскрытии своего таланта. Поощрение творческих
проявлений особенно важно в старшем дошкольном возрасте. Именно у
дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив
должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда
проявится в будущем.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Целью данной программы является развитие у детей художественнотворческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Организация досуга детей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Обучающие:
1.Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник
рисования;
2. Научить пользоваться различными изобразительными материалами.
Развивающие:
1. Развивать интерес к изобразительным и выразительным возможностям
различных

художественных

материалов и

к разнообразной

технике

рисования;
2. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного
творчества взрослых и детей;
3. Развивать умения доводить начатое дело до конца;
4. Развивать мелкую моторику рук
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
2. Воспитывать у детей способность замечать и творить красоту.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительной особенностью программы является то, что она даёт
возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных техниках
нетрадиционного рисования. А так же возможность самому выбрать
различный изобразительный материал. Используются
организации

занятий

по

изобразительной

новые подходы в

деятельности,

которые

раскрепощают ребенка, развивают воображение, творческое мышления и
способствуют развитию творческой активности.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Принцип доступности. Предусматривает организацию процесса обучения
с учетом возможностей ребенка. Большое значение при реализации принципа
доступности обучения, является учет уровня развития познавательной сферы
ребенка. То есть, принцип доступности ориентирован на предоставления
возможности обучатся каждому ребенку, с учетом его возрастных и
психологических возможностей.
- Принцип наглядности. Предполагает использование в процессе обучения
различного рода наглядностей (плакаты, макеты, чертежи и т.д.), с целью
показать ребенку предмет или действие в естественной среде. При
использовании наглядности ребенок имеет возможность увидеть предмет с
выделением его особенных, характерных свойств и особенностей. Принцип
наглядности

подразумевает

использование

наглядностей

в

разумном

количестве, со словесным сопровождением.
- Принцип последовательности.Данный принцип основан том, что процесс
обучения должен быть организован таким образом, чтобы дети получали
знания последовательно от более простых (общих) к более сложным.
Постепенность обучения основано на том, что дети овладевают вначале теми
знаниями, которые являются фундаментом для усвоения последующего
материала.
- Принцип

системности знаний.Процесс обучения представляет собой

специально составленную программу, имеющую определенную систему
подачи учебного материала.
- Принцип воспитывающего характера обучения.

Заключается в

правильной организации процесса обучения. Обучения и воспитание
являются взаимосвязанными процессами, несмотря на то, что имеют разные

содержание

и

методы.

Процесс

обучения

всегда

должен

нести

воспитательный характер, то есть формировать личность в целом.
- Принцип развивающего обучения. В процессе организации обучения
воспитатель должен ориентироваться на «зону ближайшего развития
ребенка». То есть необходимо опираться на то, что ребенку интересно и
актуально сейчас, а также ориентироваться на то, что находится в процессе
становления (ориентироваться на «завтрашний» день).
- Принцип активность и самостоятельность. В основе данного принципа
лежат закономерности: ценность человеческого образования составляют
глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем
интенсивного

напряжения

собственной

умственной

деятельности;

собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее
влияние на прочность, глубину и темп овладении учебным материалом,
является важным фактором обучаемости.
- Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным
особенностям обучаемых. Принцип соответствия обучения возрастным и
индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении)
требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали
возрастным этапам и индивидуальному развитию обучаемых. Уровень
познавательных
организацию
мышления,

возможностей

учебной
памяти,

и

личностного

деятельности.
устойчивость

Важно

внимания,

развития

учитывать

определяет
особенности

темперамент,

характер,

интересы учащихся.
- Принцип сотрудничества. Система методов и приемов воспитания и
обучения и основанное на принципах диалога, гуманизма и творческого
подхода к развитию личности.Принципы и методы сотрудничества:
• увлечённость ребят яркой, интересной, перспективной совместной
деятельностью;

• определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом
и каждого ребёнка в отдельности;
•

общие

подходы

к

предстоящей

деятельности,

поиск

вариантов

оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей
деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического
равноправия воспитателей и ребёнка как сотрудников, а не как ведущего и
ведомых;
• уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме,
выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение
каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отзываются

на

создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость
каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая
работа

получилась

благодаря

усилиям

каждого

малыша.

Приемы,

рекомендуемые технологией сотрудничества, помогают детям наглядно
увидеть, как можно создать совместную работу. По примеру взрослых ребята
начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером,
которые необходимы для создания коллективных работ. весь процесс работы
проходит в обсуждении: обсуждение замысла, распределение материалов,
непосредственное выполнение работы, поскольку технология сотрудничества
предполагает обсуждение всех моментов. Ребята разговаривают между собой
и тем самым развивают свои коммуникативные навыки.
Наряду

с

творческими

задачами,

решаются

задачи

нравственного

воспитания, а именно: выбрать место для своей работы на коллективном
панно, выполнить работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу.
Для реализации принципа педагогики сотрудничества и вышеизложенных
задач, программа делится на два этапа:
• В программе первого этапа, уделяется большое внимание выработке
практических умений и навыков в нетрадиционных техниках
рисования. Основная задача – научить детей точно воспроизводить

образцы, рационально использовать свое рабочее время и материал,
знакомится с разными техниками нетрадиционного рисования.
Уровень коммуникации педагогов и обучающихся на данном этапе –
репродуктивный: делай, как я.
• Второй этап наиболее важен в системе обучения основам. Важной на
данном этапе становится цель – развитие личностных качеств ребенкавосприятие, воображение, творческое мышление. Необходимо научить
детей принимать собственные творческие решения по внесению
изменений

в

основу

представлений

о

нетрадиционного

образца.

Это

способствует

возможностях

рисования

и

расширению

использования

возможностях

техник

использования

различного материала. Уровень коммуникации продуктивный: делай
сам.
Наличие этапов позволяет:
1. Определить уровень теоретической и практической подготовки
детей к конкретной образовательной области:
2. Соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебновоспитательного процесса;
3. Внести необходимые корректировки в содержание деятельности
каждого ребенка;
4. Обеспечить заинтересованность детей в своей деятельности и
поддерживать интерес к занятиям;
5. Стимулировать воспитанников к расширению познавательных и
творческих потребностей воспитанников.

ЭТАП ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки»
рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей в возрасте 5-6 лет.

Набор детей осуществляется без ограничений, в плане мастерства и таланта
детей.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы - 1 год обучения: сентябрь 2024– май 2025 года.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Групповые занятия – 15 человек.
Продолжительность занятия
30 минут - для возраста 5-6 лет.
Всего – 72 часа
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.

ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Формы организации деятельности обучающихся на занятии: групповая,
индивидуально-групповая
Тип занятия: комбинированное, теоретическое, практическое,
диагностическое.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Формы проведения занятий: беседа, вернисаж, выставка, галерея, гостиная,
практическое занятие, занятие-игра, сказка, творческая мастерская.

➢ Беседа- «диалог с детьми» — достаточно распространенная форма
активного вовлечения детей в образовательный процесс,
позволяющая выстроить учебное занятие таким образом, что каждый
ребенок оказывается вовлеченным в процесс познания, в течение
всего занятия имеет возможность находиться в активной позиции.

Занятие требует определенного напряжения сил, мастерства
педагога, который внимательно слушает ответы, одобряет,
доброжелательно уточняет, комментирует и вовлекает в процесс
работы всю группу. Эффективность беседы зависит от умения
педагога, учитывая такие возрастные особенности детей —
дошкольников как: активность, любознательность, пытливость,
острота и свежесть восприятия, яркость воображения, повышенная
эмоциональность, целенаправленно вести детей, направлять детскую
мысль и активизировать речевую деятельность
➢ Вернисаж-это оформленная выставочная экспозиция, которая
рассказывает об выставке работ юных художников, техников.
Вернисаж проводится с экскурсоводом, которым может быть педагог
или дети. На вернисаж можно приглашать родителей и детей из
других групп.
➢ Выставка, галерея - Выставки могут быть: рекламные,
тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.
Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее
проведения. Местом проведения выставки могут стать: групповая
комната, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного
учреждения, музыкальный зал. Выставочные экспонаты могут
располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на
столах и т. д. Время проведения выставки может колебаться от
нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее
назначения. Выставка должна иметь: название, композиционный
центр, необходимые информационные и литературные дополнения,
эстетическое оформление. Открытие выставки - небольшой, но
очень важный этап ее организации и проведения. Открытие может
включать следующие элементы: вступительное слово педагога или
администрации образовательного учреждения, презентацию
содержания выставки, представление участников выставки. Этап

последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это
подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом
этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого
ребенка - участника выставки. Для этого можно провести
награждение детей грамотами и призами.
➢ Гостинная- Все занятие организовано как представление,
развивается по одной сюжетной линии.
➢ Практическое занятие - это один видов активной самостоятельной
работы детей, который проводится с применением различных
методов, материалов, инструментов, приборов и других средств.
➢ Занятие – игра –
➢ Сказка – Все занятие организовано как представление, развивается
по одной сюжетной линии.
➢ Творческая мастерская - особая форма занятий, сочетающая,
творческую, исследовательскую деятельность обучающихся.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ
1.Образовательный:
• Качество усвоения;
• Уровень овладения деятельностью;
2. Социологический:
• Умение строить отношения в коллективе;
• Уровень развития коллектива
3. Индивидуально-личностные:
• Широта и устойчивость интересов;

• Общекультурный кругозор;
• Уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
• Степень контактности, отзывчивости, соучастия, умения сопереживать,
принимать и понимать других, степень реализации индивидуальных
возможностей, терпимость и лояльность.
4. Воспитанности:
• сформированность качеств;
5. Психологического комфорта:
• степень оптимизма, защищенности, уверенности;
• эмоциональное состояние;
• межличностные отношения;
• социальное благополучие.

По итогам 1 года обучения должны знать:
➢ Воспитанники

владеют способами нетрадиционной

техникой рисования,

знакомы с

различными

видами

изобразительной деятельности;
➢ Развиты творчество и фантазия, наблюдательность и воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
➢ Развита мелкая моторика рук;
➢ Развиты навыки

работы

с

различными

изобразительными

материалами.
➢ Развито умение строить простые рассуждения о поделке(строении,
свойствах).

ЗАДАЧИ:
1. Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования.
2. Повышение интереса детей к рисованию, используя технику
нетрадиционного рисования.
3. Формирование творческой личности.
4. Совершенствование умения обращения с инструментами и материалом.
5. Накопление опыта исполнительской деятельности.
Учебный план
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Разделы программы

Вводное занятие
Пуантелизм
Набрызг
Пластинография
Кляксография
Натюрморт
Рисование с помощью губки
Рисование мыльными пузырями
Рисование ладошкой
Рисование с помощью риса
Рисование восковыми мелками
Монотипия
Метод «тычок»
Рисование нитью
Скатывание
Рисование солью
Рисование по мокрому
Рисование пальчиками
Витражная роспись
Рисование ватными палочками
Рисование по выбору

Количество часов

1
4
3
4
4
3
3
4
3
4
4
4
3
4
4
3
4
3
4
3
3

22.

Всего часов

72

Летний период с 01.06. по 30.06.
Составление композиций, выставки
Всего часов
Общее количество часов

4
4

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Задачи:
• вызвать интерес к различным изобразительным материалам и
желание действовать с ними.
•

побуждать детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно или эмоционально
значимо.

•

обучать

приемам

способам

нетрадиционных техник

изображения

с

рисования

использованием

и

различных

материалов.
•

создать условия для свободного экспериментирования с
нетрадиционными

художественными

материалами

и

инструментами.
• развивать творческое воображение, фантазию, мышление
дошкольников

через

занятия

по

освоению

нетрадиционных техник рисования;
• развивать мелкую моторику рук;
• воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его
глазами художников, замечать и творить красоту.

№
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

1
2

Тема занятий

Всего
часов

Всего часов
Теоретических Практических

Вводное занятие,
1
1
инструктаж по технике
безопасности, знакомство
с инструментами и
материалом
Пуантелизм
4
1
Набрызг
3
Пластинография
4
1
Кляксография
4
1
Натюрморт
3
3
Рисование с помощью
3
губки
Рисование мыльными
4
1
пузырями
Рисование ладошкой
3
Рисование с помощью
4
1
риса
4
Рисование восковыми
мелками
Монотипия
4
1
Метод «тычок»
3
4
1
Рисование нитью
Скатывание
4
1
Рисование солью
3
Рисование по мокрому
4
1
Рисование пальчиками
3
Витражная роспись
4
1
Рисование ватными
3
палочками
Рисование по выбору
3
Всего
72
11
Летний период с 01.06.по 30.06.
Совместное рисование,
2
составление композиций
Проведение выставки
2
совместного творчества
детей
Всего
4

3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
61
2
2

4

Общее количество
часов

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы характеризуется многообразием ручных операций,
таких как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание
по прямой и кривой линии, рисование кистью и т.д.
1. Вводное занятие.
Разъяснение целей и задач, инструкция по технике безопасности, расписание
занятий
2. Заколдованные красавицы (Пуантелизм)
Познакомить детей с новой техникой рисования. Развивать воображение,
аккуратность при выполнении работы.
3. Разноцветные рыбки (Пуантелизм)
Учить детей создавать выразительный образ воздушной рыбки;
Совершенствовать художественно – графические навыки: набирать краску на
«тычок» - ватную палочку, оставлять ею оттиск на листе бумаги.
4. Сказочные бабочки (Пуантилизм)
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику
пальцев рук и кистей.
5. Осеннее дерево (Набрызг)
Знакомство с техникой набрызг. Умение рисовать деревья. Развивать
чувство цвета.
6. Звездное небо (Набрызг)
Учить изображать звездное небо, его вид в безвоздушном
пространстве с помощью приема набрызга (используя акварель);
закреплять навыки работы акварелью; учить продумывать композицию и
содержание рисунка;

7. Осенний букет (Набрызг)
формировать представление детей о разнообразных способах выражения
мысли путем работы с нетрадиционной техникой рисования "набразг",
закреплять знания детей о признаках осени;
развивать познавательную активность детей, нагоядно-образное мышление,
координацию движений; воспитывать эстетический вкус, бережно
отношение к природе.
8. Белочка в дупле (Рисование ладошкой, пальчиками)
Развивать умение рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования
пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность.
9. Унылая пора! Очей очарованье (Рисование ладошками, пальцами)
Учить детей рисовать признаки осени, соответствующие поэтическим
строкам. Использовать различные способы рисования деревьев и листьев.
Развивать эмоционально – эстетические чувства, воображение. Закреплять
умение отличать пейзаж от картин другого содержания.
10. Букет для мамы (Рисование ладошками)
Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать техник
11. Что нам осень подарила (Рисованием с натуры. Натюрморт)
Познакомить с жанром натюрморт, учить анализировать натуру.
Использовать в своей работе палитру для смешивания краски. Развивать
чувство композиции, цветовоспроиятия.
12. Нарисуем натюрморт для друга (Натюрморт)
Учить рисовать кувшин с соком, используя метод поэтапного схематичного
рисования с помощью наброска простым карандашом, правильно располагая
его на листе, передавая его форму. Закрепить умение рисовать фрукты и
овощи по представлению, опираясь на приобретённые ранее умения.
13. Фрукты на столе (Натюрморт)

продолжать учить детей рисовать с натуры различные фрукты;
учить подбирать нужные цвета для изображения фруктов, создавать нужные
оттенки путем смешивания красок;
учить красиво располагать изображение на листе.
развивать чувство ритма, эстетическое восприятие;
развивать навыки рисования с натуры;
развивать чувство композиции.
14. Цыпленок (Рисование с помощью риса, ватные палочки)
Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на
отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с
помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
15. Птицы наши друзья (Рисование с помощью риса)
Развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук, точность
движений, зрительно-двигательную координацию, творческие способности,
эстетический вкус детей, эмоциональную отзывчивость.
16. Домашние питомцы (Рисование с помощью риса)
развивать чувство цвета и композиции, воображение;
воспитывать интерес и бережное отношение к домашним питомцам,
воспитывать самостоятельность и аккуратность;
формировать навыки и умения работы с природным материалом.
17.Ежик (Пластилинография)
Создать условия для обучения моделированию образа ежа путем
изображения иголочек на спине с использованием нетрадиционного
материала- семечек, созданию композиции.
18. Герои сказки (Пластилинография)
Передача выразительного образа в техники пластилинографии. Развивать
мелкую моторику рук, аккуратность.

19. Морская звезда (Пластилинография)
Способствовать развитию формообразующих движений в работе с
пластилином. Развивать экологическое и эстетическое восприятие
окружающего мира и художественное творчество детей.
20. Снегири на ветках (Тычок)
Уточнить представление о внешнем виде снегиря, развивать
исследовательский интерес (особенности строения, окраска).
21. Медвежонок (Тычок)
Совершенствовать работу мелкой моторики рук.
Развивать познавательную функцию рук, координацию движения обеих рук
со зрительным прослеживанием.
22. Снеговик (Тычок)
продолжать учить детей рисовать предметы округлой формы;
формировать умение рисовать гуашью, используя сухую, жесткую кисть;
развивать логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие,
наблюдательность, внимание, мелкую моторику, творческое воображение и
творческие способности.
23. Красивые картинки из разноцветной нитки (ниткография
(рисование нитью))
Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования,
познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать
цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие
цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Освоение
техники рисования – ниткография.
24. Путаница-перепутаница (Ниткография (рисование нитью))
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев
рук и кистей.
Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок,

соответствующую радостному настроению.
Закреплять представления детей об изобразительных техниках.
Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
25. Моя сказка (Ниткография (рисование нитью))
Развивать фантазию, умение придумывать сказки
Способствовать развитию речи, памяти, мышления, творческого
воображения, художественно-эстетических навыков, глазомера, внимания.
26. Зима в лесу (Монотипия)
Продолжать знакомить с техникой монотопия, развивать аккуратность.
27. Цветы в вазе (Монотипия)
Закреплять умение детей рисовать цветы в вазе;
Закрепить знания работы в технике монотипии;
Развивать чувство пропорций при составлении композиции;
Закреплять умение располагать рисунок с левой стороны от сгиба листа,
рисовать мелкие детали и элементы тонкой кистью;
закреплять умение детей рисовать цветы в вазе; закрепить знания работы в
технике монотипии;
развивать чувство пропорций при составлении композиции;
закреплять умение располагать рисунок с левой стороны от сгиба листа,
рисовать мелкие детали и элементы тонкой кистью;
воспитывать эстетический вкус и умение получать удовлетворение от
проделанной работы.
28. Плывет, плывет кораблик (Монотипия)
Показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатка.
Развивать творческое мышление, воображение и восприятие.
Развивать цветовосприятие.
Развивать познавательный интерес в процессе рисования.
29. Воздушные шары (Кляксография)
Закрепить представление детей о цветовом многообразии, ознакомить с

хроматическими и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой
гаммы путем введения новых оттенков, освоение способов их получения.
30. Зимнее дерево (Кляскография, ватные палочки)
Продолжать обучение детей приемом рисования, развивать воображение,
фантазию, интерес к творческой деятельности.
31. Веселые кляксы (Кляксография)
Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать
учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображению.
32. Зимние узоры (Скатывание)
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев
рук у детей;
вызвать интерес к созданию образа морозных узоров нетрадиционными
способами рисования .
33. Цветик-Семицветик (Скатывание)
Побуждать детей использовать мятую бумагу для создание образа цветка
Закреплять умение пользоваться гуашевыми красками, макать мятую бумагу
в емкость с краской, работать с краской
34. Птичий двор (Скатывание)
Учить формировать белые комочки из бумажных салфеток, обмакивать их в
клей и прикладывать к силуэту (петуха, курицы, цыпленка) в пределах
нарисованного контура, дать наглядное представление о части и целом, учить
детей наблюдать за оформительской работой педагога.
35. Снеговик (Рисование солью)
Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать
аккуратность.
36. Волшебная Снежинка (Рисование солью)
Учить передавать образ снежинки и форму, используя клей ПВА.

Развивать познавательную активность, память;
Развивать речь, мелкую моторику рук;
Развивать творческое воображение;
37. Улитка (Рисование восковыми мелками, солью)
Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей
рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям,
аккуратно работать , воспитывать у детей умение работать индивидуально.
38. Северное сияние (Рисование по мокрому)
Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета,
формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями
природы.
39. Разноцветное небо (Рисование на мокром листе )
Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета,
формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями
природы. Освоение техники рисования по мокрой бумаги.
40. Весенние коты (Рисование на мокром листе )
Создать детям условия для свободного экспериментирования с акварельными
красками, учить рисовать в нетрадиционной технике рисования способом
цветовой растяжки «по мокрому» листу бумаги. Развивать творческое
воображение, умение замечать красоту окружающей природы. Создать
условия для отражения в рисунке весенних впечатлений.
41. Подснежники (Акварель, восковые мелки)
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на
склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний
колорит. Развивать цветовосприятие.
42. Праздничный салют (Восковые мелки акварель)
Учить изображать салют, используя восковые мелки, акварель для фона.

43. Колючие ежата (Восковые мелки акварель)
Закреплять умение рисовать восковыми мелками
Отрабатывать навык штриховки
44. Аквариумные рыбки (Восковые мелки акварель)
Закреплять знания детей о цветах, умение пользоваться восковыми мелками
и акварелью.
Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию,
умение ориентироваться на плоскости, развивать художественные навыки и
умения, художественный вкус.
45. Любимая игрушка (Рисование пальчиками)
Развивать умение рисовать пальчиками гуашью, ориентироваться на листе,
работать аккуратно.
46. Красивые цветы (Рисование пальчиками)
учить детей дополнять рисунок изображениями, соответствующими теме;
закреплять умение рисовать пальчиками (опускать в гуашь пальчик и
наносить линии "лепестки цветов»);
развивать зрительное восприятие, глазодвигательные мышцы.
47. Веточка Сирени (Рисование пальчиками
Развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику пальцев
рук и кистей.
придумывать его композицию, уметь подбирать цветовую гамму красок.
48. Подводный мир (Рисование мыльными пузырями)
Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать
учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству.
Способствовать развитию - творческого воображения, мышления,

художественно - эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера,
внимания.
Развивать у детей способность различать и сравнивать эмоциональные
ощущения, учить реализовывать свои мысли, чувства в художественной
форме.
49. Сказка мыльных пузырей (Рисование мыльными пузырями)
Учить детей выполнять действия согласно алгоритму;
Закрепить технику рисования мыльными пузырями;
50.Сказочные витражи (витраж)
Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе. Развивать
композиционные навыки, пространственные представления.
51. Свет мой Зеркальце скажи (витраж)
Учить наносить разноцветные линии на плёнку, гладкую поверхность.
Равномерно нажимая на тюбик, чередуя цвет краски.
52. Волшебный файл (витраж)
Учить расписывать витражные рисунки;
Формировать у детей эстетический вкус;
Развивать память, внимание, творчество и фантазию,
любознательность, воображение ребенка;
53. Весеннее дерево (Рисование ватными палочками )
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования тычок с
помощью ватных палочек. Закреплять умение пользоваться знакомыми
видами техники, для создания изображения, развивать цветовосприятие,
чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную
систему, воображение и мышление.

54. Золотой луг. Рисуем одуванчики (Рисование ватными палочками)
Формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом; учить
рисовать, используя технику рисования ватными палочками; учить
дополнять движением кисти дорисовывать мелкие детали
изображаемого(лепестки цветов, стебельки, тем самым завершая
55. Веточка Мимозы
Совершенствовать умение рисовать ватными палочками.
Совершенствовать умение рисовать концом кисти тонкие линии.
Формировать чувство композиции и ритма.
Формировать умение удачно располагать изображение на листе.
56. Клёновый лист (Рисование с помощью губки)
Познакомить с техникой рисования с помощью губки, развивать мелкую
моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность
57. Плюшевый медвежонок (Рисование с помощью губки)
Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой
губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект,
характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно.
58. Домашние животные наши друзья (Рисование с помощью губки)
Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития
творческих способностей, развивать изобразительные навыки и умения,
воспитывать аккуратность в работе, располагать изображение в соответствии
с размером листа
59. 9 Мая день Победы ( По выбору детей)
Создать предпраздничное нестроение. Развивать умение изображать детей
свои желания и эмоции через разные техники.

60. Вот и лето пришло (По выбору детей)
Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать
интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать
эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить
начатое дело до конца. Самостоятельная работа, техника рисования по
выбору детей.
61. Осетия – мой горный край (По выбору детей)
Закрепить понятие низкое-высокое»
Познакомить с «пейзажем» и дать характеристику.
Развить у детей внимание и мышление.
Привить любовь к родному краю
и акварелью.
Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, фантазию,
умение ориентироваться на плоскости, развивать художественные навыки и
умения, художественный вкус.

Составление композиций (лето)
Учить создавать художественный образ, используя основу из 2-х шаров.
Учить рисовать штрихом с разным нажимом из центра круга. Развивать
наблюдательность.

Методическое обеспечение
•
•
•
•
•

Рассказ педагога
беседа
показ
рассматривание альбомов
иллюстраций

• дидактические игры
• упражнения
• поощрение
Материально-технические условия
• -Столы, стулья;
• -мультимедийное
оборудование;
• - мольберт
• -наборы иллюстраций;
• -материал для рисования:
• гуашь (12 цветов) (15 наборов);
• -акварель (24 цвета) (15 наборов);
• восковые мелки (12 цветов) (15наборов);
• -графитные карандаши (2м-3м) (15 шт.);
• -белила цинковые;
• -бумага различной плотности, цвета и размера;
• -трафареты, печатки (15 наборов);
• -трубочки, ластики, поролоновые тампоны;
• -палитры (15шт.);
• -кисть «щетина» (15 шт.);
• -кисти круглые беличьи (15 шт.);
• -банки для промывания ворса (15 шт.);
• -салфетки из ткани впитывающие воду (15 шт.);
• -клей ПВА (15 шт.)
Кадровые условия: педагог группы
Список литературы
1. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного
образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
М.: Мозаика-синтез, 2014.

2. Лыкова

И.А.

«Цветные

ладошки».

Парциальная

программа

художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной
деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.:
ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
3. Программа

развития

детей

дошкольного

возраста

на

основе

изодеятельности «Путешествие в мир искусства» С.К. Кожохина
Творческий центр «Сфера» Москва 2002г.
4. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию,
лепки, аппликации.С.К. Кожохина Творческий центр «Сфера» Москва
2002г.
5. Г.Н.

Давыдова

«Нетрадиционное

рисование»

Москва

ООО

Издательство «Скрипторий» 2011г.
6. Микляева Н.В. «Комментирование рисование в детском саду»
Творческий центр «Сфера» Москва 2010г.
7. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников» Санкт-Петербург
«Детство Пресс» 2004г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».