Пояснительная записка
Данная программа «По дороге в школу» способствует развитию
речи, мелкой моторики и координации рук, воображения, мышления,
внимания, памяти, аккуратности, усидчивости, умению довести начатое
дело до конца.
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная
программа «По дороге в школу» (далее-Программа) для детей старшего
возраста. Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя
преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Программа направлена на реализацию образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое
развитие».
Способствует
профилактики
школьной
дезадаптации.
Программа разработана в соответствии с основными нормативноправовыми документами:
- Конституция РФ, ст.43, 72;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (Принят 29.12.2012г № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и
организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об
утверждении САНПИН» 2.4.3648-20)
- Основная образовательная программа МБДОУ №5 «Ёлочка»
- приказ Министерства образования и науки РФ от 29.082013 года №
1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам
- Осуществляется через дополнительные занятия (кружок).
Направленность– Социально-гуманитарной направленности
Адресат программы дети 6 – 7 лет
Актуальность программы Актуальность предлагаемой программы
определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы
подготовки детей к поступлению в первый класс. Несмотря на наличие
обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы
возможности
подготовки
дошкольников
к
школе
в
системе
дополнительного образования, имеющей возможность обращения к
индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребёнка.
Поэтому создание программы дополнительного образования «По дороге в
школу» для детей дошкольного возраста 6-7 лет в ДОО является
актуальным. Программа по подготовке детей к обучению в школе богата
по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей
картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят
знатьбольше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни. Методы
обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но
и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и
эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в
процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к.
пережитые знания становятся убеждением. Дидактический стержень —
деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать,
классифицировать,
группировать,
делать
выводы,
выяснять
закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет
их
интенсивная
самостоятельная
деятельность,
связанная
с
эмоциональным переживанием.
Данная программа включает в себя: развитие речи и обучение чтению;
формирование элементарных математических представлений; подготовку
руки к письму, профилактику школьной дезадаптации.
Отличительные особенности Отличительная особенность данной
программы в том, что работа по программе не допускает дублирования
изучение материала первого класса, ориентирует не на уровень знаний, а
на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его
ближайшего
развития.
Особенностью
содержания
является
её
интегрированная основа. Программа носит развивающий характер,
решает задачи общего развития будущего первоклассника, его
физических, социальных и психических функций, необходимых для
систематического обучения.
Новизна программы Необходимым условием организации занятий с
дошкольниками, является психологическая комфортность детей,
обеспечивающая
их
эмоциональное
благополучие.
Атмосфера
доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход,
создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для
познавательного развития детей, но и для их нормального
психофизиологического состояния.
Педагогическая целесообразность программы
Программа дополнительного образования детей старшего дошкольного
возраста «По дороге в школу» - это комплексная система занятий,
упражнений, развивающих игр, диагностических заданий, учебных
материалов.
Они
направлены
на
овладение
математическими
операциями и мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, а также на подготовку детей к обучению грамоте в
дошкольном образовательном учреждении - ознакомление со звуковым
строением слова, его звуковым анализом, на формирование правильного
звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к
письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу. Все
задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их,
дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать
простейший звуковой анализ слова, решать простые арифметические
задачи, примеры, уметь сравнивать числа и т.д. Распределение
программного материала соответствует возрастным особенностям детей
и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению.
Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает
ребёнка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.
Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы
позволили определить содержание систематической подготовки к
обучению,
которое
направлено
на
выявление
индивидуальных
возможностей
ребёнка,
на
развитие
его
интеллектуальной
и
эмоционально-волевой сферы.
.
Уровень освоения программы - базовый
Цель программы –развитие мотивации учения дошкольников,
ориентированный на удовлетворение познавательных процессов, радость
творчества; формирование мыслительных операций; развитие образного
и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
Основными задачами программы являются:
Образовательные:
• познакомить с гласными звуками, твердыми и мягкими
согласными.
• научить правильно, плавно читать по слогам;
• обучать звуковому анализу слов, учить определять место звука в
начале, середине и конце слова; находить слова с определённым
звуком;
• познакомить с правилами деления предложения и слова на части.
• продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «буква», «слог»,
«слово», «предложение»;
• подготовитьдетей к овладению простейшими умственными
операциями;
• помочь усвоить общий принцип образования последующего числа
добавлением единицы к предыдущему, а также получения
предыдущего числа удалением единицы из последующего;
• познакомить с приёмами сопоставления совокупностей предметов,
с понятием равенство и неравенство численностей множеств;
• изучение количественных отношений, определение большего и
меньшего числа сочетая с тренировкой в счёте с участием
различных анализаторов; в счёте звуков, движений, в счёте
предметов путём ощупывания;
• научить детей ориентироваться на листе бумаги;
• обучение детей решению задач;
• обучение детей формулировке арифметических действий;
• обучить детей приёмам вычисления, зарисовки задач;
• ориентировка во времени и пространстве.
Развивающие:
• развивать психические процессы – восприятие, память, внимание,
воображение;
• развивать интеллектуальную сферу – мыслительные умения,
наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и критическое
мышление;
• развивать волевую сферу – саморегуляцию, необходимую для
успешного обучения в школе;
• развивать позитивную мотивацию к обучению в школе;
• развивать у детей коммуникативные умения, необходимые для
успешного протекания процесса общения.
• развивать умение составлять предложения на заданную тему, по
опорным словам, составлять рассказы, сказки по иллюстрации или
серии картинок; пересказывать сказку, рассказ с опорой на
иллюстрацию;
• развивать у детей фонематический и речевой слух, формировать
ориентировку в звуковой системе языка.
• Развивать графо-моторные навыки
Воспитательные задачи:
• воспитывать чувство уверенности в себе;
• воспитывать умение сотрудничать, чувства товарищества:
• воспитывать организованность, дисциплинированность
• воспитывать трудолюбие.
Объем и сроки освоения программы
Программа «По дороге в школу» рассчитана на 1 год обучения и
предназначена для детей 6-7 лет.
В кружке занимается 15 человек.
Срок реализациипрограммы 1 год. 36 недель, 9 месяцев
Объем реализуемой программы – 72 часа. 2 часа в неделю
С 1.06.2025 г по 30.06.2025 года в летний период провидятся с
детьми 8 занятий по 30 минут
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой
деятельности, включения динамических пауз (5минут).
Язык реализации программы – русский.
Форма обучения – очная.
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы
деятельности. Вот почему используется большое количество игровых
упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают
на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и
способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и
коммуникативных способностей. Занятие не сводятся к работе за столом
над страничкой учебного пособия. Пособие используется в основном для
закрепления сформированных представлений и для организации
самостоятельной работы ребенка. Само же "открытие" должно
происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых
играх. Для того чтобы переключить активность детей (умственную,
речевую, двигательную), не выходя из учебной ситуации, на занятии
проводятся физкультминутки. Если для проведения физкультминутки
используется речевка, слова ее обычно разучиваются с детьми заранее.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку
детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в
дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки
результатов своих действий. Формированию навыков самооценки
способствует также подведение итогов занятия. В течение 2-3 минут
внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же
дети могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им
понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет
взрослому в последующем скорректировать свою работу. Поскольку все
дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем
развития,
необходимо
дифференцировать
задания
с
учетом
индивидуальных особенностей ребенка, создавая ситуацию успеха для
каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим
темпом и с постоянным успехом!
Такая система обучения и воспитания вселяетв воспитанников на
каждом этапе обучения ощутить чувство внутреннего удовлетворения и
добиться определенных результатов.
Для эффективного процесса обучения и воспитания, стремления с
самостоятельной практической деятельности детей в данной программе
используются основные формыобучения:
•
•
•
•
•
Практические занятия;
Игровые формы организации занятий;
Фонематические упражнения;
Работа с текстами;
Рисование
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
•
•
•
Объяснительно-иллюстративный. (рассказ; беседа; работа с
литературой; просмотр фильмов; и др.) основное назначение метода –
организация усвоения информации, обучаемым путем сообщения им
учебного материала и объяснение его успешного восприятия.
Репродуктивный(практические упражнения и задания; алгоритмы;
программирование). Основное назначение опыта – формирование
навыков и умений использования и применения научных знаний.
Суть метода состоит в повторении (многократном) способа
деятельности пол заданию педагога.
Частично-поисковый или эвристический – (эвристическая беседа;
случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.
Основное назначение метода – постепенная подготовкаобучаемых к
самостоятельной постановке и решению проблем.
•
Креативный (творческий)– (творческое задание). Сущность
метода – обеспечение организаций поисковой творческой
деятельности обучаемых по решению новых для них проблем.
•
Игровой - используется
следующих случаях:
•
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы,
раздела учебного предмета;
В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления,
упражнения, контроля);
В условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется
самоуправление поведением).
•
•
при
реализации
программы
в
Критерии и показатели результатов программы:
Образовательный:
•
•
•
Качество усвоения программы;
Уровень овладения деятельностью;
Проявление познавательной инициативы
Социологический:
•
•
Умение строить отношения в коллективе;
Уровень развития коллектива
Индивидуально-личностные:
•
•
•
•
•
•
Широта и устойчивость интересов;
Общекультурный кругозор;
приобретение собственного опыта творческой деятельности
уровень мышления, воли, эмоциональной сферы;
степень
контактности,
отзывчивости,
соучастия,
умения
сопереживать, принимать и понимать других, степень реализации
индивидуальных возможностей, терпимость и лояльность;
умение осуществлять собственный выбор.
Воспитанности:
•
•
•
•
сформированность качеств:трудолюбие; усердие; аккуратность;
проявление ответственности при выполнении заданий;
вежливое обращение между детьми;
оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
Психологического комфорта:
•
•
•
•
•
проявления уверенности в себе и своих возможностях;
отсутствие усталости
положительное эмоциональное состояние;
проявления взаимопомощи;
отсутствие тревожности.
Предполагаемы результаты:
Образовательный блок:
К концу года дети будут знать:
1. Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет;
2. Образование следующего числа путем прибавления единицы;
3. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами,
точками на отрезке прямой;
4. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение
чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе;
5. Сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной
опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел;
6. Число 0 и его свойства;
7. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с
использованием наглядного материала;
8. О точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о
равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях;
9. Свойства предмета. Совокупности (группы) предметов или фигур
10. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем
жидких и сыпучих веществ;
11. Представления о звуковой стороне речи как реальной действительности.
12. Понятия: «звук», «буква», «слово», «предложение».
К концу года дети будут уметь:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Ориентироваться на странице тетради;
Уметь работать по разлиновке в тетради с направляющей;
Писать основные элементы букв:
Рисовать узоры, прямые и наклонные.
Составлять и решать задачи
Формулировать арифметические действия
Ориентироваться в пространстве
Устанавливать последовательность событий. Последовательность дней в
неделе. Последовательность месяцев в году.
9. Составлять схемы предложений и предложения по схемам, использовать
знаки .?,!
Развивающий блок:
К концу года дети будут уметь:
1. Ориентироваться в содержании этого общения;
2. Выполнять поручения;
3. Пользоваться нормами и правилами речевого этикета
ситуации;
4. По требованию преподавателя исправлять свою ошибку;
сообразно
5. Аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключении
6. Целенаправленно владеть волевыми усилиями;
7. Устанавливать правильные отношения со сверстниками и
взрослыми.
Сводный учебный план
№
п\п
Количество часов
Наименование раздела, тема
1.
Первичный мониторинг
1
2.
Числа и операции над ними
16
3.
Пространственно-временные
представления
Геометрические фигуры и величины
4.
5.
6
13
Обучение чтению и подготовка руки к
письму
Открыто езанятие «Путешествие
в страну знаний»
Проведение итогового
мониторинга
ВСЕГО часов
6.
7.
34
1
1
72
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Количество занятий
Тема занятий
всего
1.
Проведение первого
мониторинга
2.
Числа и операции над ними
1
16
теор
ия
-
прак
тика
1
8
8
Формы
контроля,
аттестац
ии
Диагност
ические
карты
Опрос
Игра
Практич
еские
3
Пространственно-временные
представления
4.
Геометрические фигуры и
величины
5
Обучение чтению и подготовка
руки к письму
6
Открытое занятие
«Путешествие в страну
знаний»
Проведение итогового
мониторинга
7
Всего часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Летний период с 1.06 по
30.06.2025 года
Учимся читать. Игровые
задания и упражнения
Занимательные задания по
математике
Учимся читать. Игровые
задания и упражнения
Занимательные задания по
математике
Учимся читать. Игровые
задания и упражнения
Занимательные задания по
математике
Учимся читать. Игровые
задания и упражнения
Занимательные задания по
математике
Всего часов:
6
13
34
3
3
6
7
17
17
1
1
задания
Опрос
Игра
Практиче
ские
задания
Опрос
Игра
Практиче
ские
задания
Беседа
Опрос
Игра
Практиче
ские
задания
Творческ
ие
задания
Диагност
ические
карты
1
34
38
72 час
36
час
36
час
1 час
-
1
карточки
1 час
-
1
карточки
1 час
-
1
карточки
1 час
-
1
карточки
1 час
-
1
карточки
1 час
-
1
карточки
1 час
-
1
карточки
1 час
-
1
карточки
8
-
8 час
часов
С о д е р ж а н и е
п р о г р а м м ы
1.Занятие. Первичный мониторинг
2.Буква: О, А«Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение
звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).
Понятия слог, слово, предложение. Подготовка руки к письму
3. Вводноеповторить формы геометрических фигур, устный счет до 10,
свойства предметов, способы их символического обозначения, смысл
сложения и вычитания, актуализировать умение составлять и решать
простейшие задачи на сложение и вычитание, уточнить представления о
сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар,
запись результатов сравнения с использованием знаков «>», «<», «=».
4.Занятие Продолжать знакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А,
а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух.
Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука
учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы.
Познакомить с различиями и особенностями звука и буквы. Развивать
мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать
овладевать
технической
стороной
письма
и
элементарными
графическими умениями.
5.
Занятие
повторить
порядковый
и
количественный
счет,
актуализировать способ обозначения количества предметов с помощью
точек; уточнить представление о цифре как знаке, обозначающем число,
познакомить со способом письма цифры 1 в клетках
6. ЗанятиеПродолжать знакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У,
у. Продолжать учить находить место звука в словах, развивать
фонематический слух. Закрепить термин «гласный». При характеристике
звука учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы.
Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
7.ЗанятиеЧисло и цифра 2 Повторить порядковый счет, понимание
детьми значения слова «пара»; сформировать представления о способе
печатания цифры 2 в клетках, составе числа 2; закрепить представления
о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар,
сложении и вычитании, переместительном свойстве сложения; уточнить
пространственные (слева-справа) и временные (часы, дни недели,
месяцы) представления; сформировать опыт работы в парах, выполнения
самопроверки и взаимопроверки по образцу, познакомить со способом
письма цифры 2 в клетках.
8.Занятие Знакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить
находить место звука в словах, развивать фонематический слух.
Закрепить термин «гласный». При знакомстве с характеристикой звука
учить детей опираться на тактильные, слуховые анализаторы.
Продолжать знакомить с различиями и особенностями звука и буквы.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
9.Занятие Сформировать представление о составе числа 3 из двух
меньших чисел; закрепить представления о смысле сложения и
вычитания, их записи, взаимосвязи части и целого, переместительном
свойстве сложения, числовом ряде; тренировать умение сравнивать
группы предметов по количеству, соотносить цифры с количеством,
составлять числовые равенства сложения и вычитания; сформировать
опыт действия по правилу, работы в группах, исполнения алгоритма,
познакомить со способом письма цифры 3 в клетках.
10.Занятие Познакомить детей с согласными звуками [м], [м'] и
буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать
фонематический слух. Познакомить с термином «согласный», может быть
твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука
учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные
анализаторы. Закрепить знания о различии и особенностями звука и
буквы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной
азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
11.Занятие Точка. Линия. Прямая и кривая линии сформировать
представления о точке, прямой и кривой линиях, о том, что через одну
точку можно провести сколько угодно прямых линий, а через две точки –
только одну прямую и сколько угодно кривых линий; тренировать умение
чертить прямые и кривые линии, пользоваться линейкой; сформировать
опыт работы в группе (команде), выполнения действий по алгоритму.
12. ЗанятиеЗакрепить с детьми знания о звуках [а], [у],[о],[м],[м'];
буквах А, а; У, у; О, о; М, м. Учить находить эти звуки в словах, развивать
фонематический слух. Учить детей составлять и читать слоги и слова по
разрезной азбуки и слоговой таблице. При характеристике звука
продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные
анализаторы. Продолжатьовладевать технической стороной письма и
элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к
изучению звуков и букв.
13. Занятие «Луч. Отрезок» сформировать представления о луче,
отрезке и способе их черчения с помощью линейки; уточнить
представления о точке, прямой, тренировать умение чертить прямую
линию с помощью линейки; закрепить пространственные представления,
тренировать умения ориентироваться по элементарному плану;
сформировать опыт действия по алгоритму и выражать в речи
выполненные шаги».
14.ЗанятиеПродолжать знакомить детей с согласными звуками [н],
[н'] и буквой Н, н. Продолжать учить находить место звука в трех
позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие
«согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с
характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые,
зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова
из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать
речевой аппарат. Начинатьовладевать технической стороной письма и
элементарными графическими умениями.
15. Занятие Незамкнутые и замкнутые линии: Сформировать
представление о смысле сложения и вычитания, тренировать умение
составлять задачи по картинкам и решать их, составлять числовые
равенства на сложение и вычитание, писать (печатать) цифры 1-3;
повторить свойства числового ряда; закрепить пространственные
представления; сформировать опыт работать в команде, понимания схем
и условных обозначений, выполнения действий по правилу.
16.Занятие Продолжать знакомить детей с согласными звуками [л], [л'] и
буквой Л, л. Продолжать учить находить место звука в трех позициях,
развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может
быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой
звука учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные
анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной
азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
17.Занятие
«Ломаная
линия.
Многоугольник»
сформировать
представления о ломаной линии и многоугольнике; уточнить
представление о замкнутых и незамкнутых линиях, тренировать умение
выделять и называть кривую, ломаную, отрезок, рисовать линии;
закрепить представления о геометрических линиях, их признаках;
сформировать первичный опыт самостоятельного формулирования
алгоритма действий, опыт самопроверки по образцу, нахождения и
исправления ошибок.
18.Занятие. Продолжать знакомить детей с согласными звуками
[с], [с'] и буквой С, с. Учить находить место звука в словах, развивать
фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть
твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука
учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные
анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной
азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
19. Занятие «Число и цифра 4» Сформировать представление о составе
числа 4 из двух меньших; закрепить представления о сложении и
вычитании чисел и групп предметов, взаимосвязи части и целого;
тренировать умение составлять числовые равенства, сравнивать числа
на основе представлений о числовом ряде, сформировать опыт
использования знаково-символических средств, аргументации своего
мнения, самопроверки по образцу. познакомить со способом письма
цифры 4 в клетках.
20. Занятие Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ы] и
буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине
слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин
«гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей
опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить
читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
21. Занятие «Числовой отрезок» сформировать представление о
числовом отрезке, познакомить со способом сложения и вычитания
путем присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке;
уточнить представление об отрезке, закрепить пространственные
представления (вправо, влево); тренировать умение печатать цифры 1-4
в клетках; сформировать опыт действия по алгоритму, самопроверки по
образцу, использования критериев для обоснования своего мнения.
22. Занятие Продолжать знакомить детей с гласным звуком [и] и
буквой И. Учить находить место звука в двух позициях – в середине
слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин
«гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей
опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить
читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
23. Занятие «Числовой отрезок» тренировать умение понимать и
использовать схематический рисунок (числовой отрезок и стрелки) для
составления простейших числовых равенств, сформировать опыт
выполнения операций сложения и вычитания с помощью числовой
линейки; актуализировать умение составлять по картинкам и решать
простейшие задачи на сложение и вычитание, обосновывать решение,
используя связь между частью и целым; закрепить пространственные
представления, тренировать умение печатать цифры 1-4 в клетках;
сформировать
начальные
представления
о
школьной
жизни,
положительное отношение к школе, формировать конструктивное
отношение к трудностям, уточнить правила работы в парах.
24. ЗанятиеПродолжать знакомить детей с согласным звуком [ш], и
буквой Ш, ш. Продолжать учить находить место звука в трех позициях,
развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может
быть твердым звуком.
При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на
тактильные, слуховые, зрительные анализаторы.
Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
25. Занятие «Слева, справа» Сформировать опыт ориентировки в
пространстве относительно другого человека, определения места того или
иного предмета относительно другого человека, закрепить умение
ориентироваться в пространстве относительно себя; тренировать умение
сравнивать предметы по свойствам, разбивать группу предметов на
части по свойствам; повторить смысл сложения и вычитания, связь
между действиями с мешками и действиями с числами, взаимосвязь
между частью и целым; актуализировать умение составлять и решать
простейшие равенства на сложение; уточнить представления о числовом
отрезке; сформировать опыт соотнесения чисел на числовом отрезке с
символами и обоснования своего суждения, опираясь на представление о
порядке чисел на числовом отрезке; тренировать умение соотносить
числовые равенства со схематичным рисунком (числовой отрезок и
стрелка)
26. Занятие Познакомить детей с согласными звуками [к], [к'] и
буквой К, к. Продолжать учить находить место звука в трех позициях,
развивать фонематический слух. При характеристике звука продолжать
учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные
анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной
азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
27. Занятие«Число и цифра 5»
Сформировать представление о
способах обозначения числа 5 с помощью цифры и с помощью точек;
закрепить представление о составе числа 5 и из двух меньших,
порядковый счет, пространственные представления (справа, слева);
тренировать умение выделять и называть свойства предметов,
сравнивать группы предметов по количеству, выполнять операции
сложения и вычитания с помощью числовой линейки, печатать цифры 15 в клетках, пользоваться часами; сформировать опыт выполнения
самопроверки и действия по образцу, исполнения алгоритма.
28. Занятие Продолжать знакомить детей с согласными звуками
[р], [р'] и буквой Р, р. Продолжать учить находить место звука в трех
позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие
«согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с
характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые,
зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова
из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный
слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
29. Занятие «Число и цифра 5» уточнить представление о числовом
ряде, порядке следования чисел в числовом ряду, тренировать умение
сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в
числовом ряду; закрепить представление о составе чисел 2-5,
тренировать умение печатать цифры 1-5 в клетках; тренировать умение
соотносить числа на числовом отрезке с символами, выполнять операции
сложения и вычитания на числовом отрезке способом присчитывания и
отсчитывания единицы, пользоваться часами; сформировать опыт
самопроверки по образцу.
30. Занятие Сопоставление звуков [р] и [л]. Уметь найти сходство и
отличие звуков [р] и [л], учить детей выделять звуки в стихах, загадках,
словах. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые,
зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова
из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать
речевой аппарат. Начинатьовладевать технической стороной письма и
элементарными графическими умениями.
31. Занятие «Больше, меньше» Закрепить умение сравнивать группы
предметов по количеству с помощью составления пар, определять на
предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или
меньше, чем в другой, использовать знаки «>» и «<»; уточнить
представления о числовом ряде, закрепить умение соотносить числа с
символами, сравнивать числа с помощью определения порядка их
следования в числовом ряду, определять на предметной основе, на
сколько одно число больше (меньше) другого; тренировать умение
ориентироваться по элементарному плану, решать простейшие примеры
на сложение и вычитание; сформировать опыт преобразования способа
решения задачи (проблемы) в зависимости от ситуации, опыт
самопроверки по образцу, обоснования своего суждения, выполнения
действий с комментированием.
32. Продолжать знакомить детей с согласными звуками [т], [т'] и буквой
Т, т. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать
фонематический слух. При характеристике звука продолжать учить
детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы.
Учить детей составлять и читать слова из слогов. Продолжать учить детей
выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка,
тренировать
речевой
аппарат.
Начинатьовладевать
технической
стороной письма и элементарными графическими умениями.
33.
Занятие
«Внутри,
снаружи»
уточнить
пространственные
представления (внутри, снаружи), представления о замкнутых и
незамкнутых линиях; тренировать умение сравнивать группы предметов
на предметной основе, определять, на сколько в одной группе предметов
больше или меньше, чем в другой, тренировать умение сравнивать числа
на основе определения порядка их следования в числовом ряду;
тренировать умение выделять и называть свойства предметов, разбивать
группу предметов на части по свойствам;
актуализировать
представления о действии сложения и переместительном свойстве
сложения, тренировать умение записывать сложение с помощью мешков
и устанавливать соответствие между сложением мешков и сложением
чисел.
34. ЗанятиеПознакомить детей с согласными звуками [п], [п'] и
буквой П, п. Продолжать учить находить место звука в трех позициях,
развивать фонематический слух. При характеристике звука продолжать
учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные
анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов.
Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать
мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинатьовладевать
технической стороной письма и элементарными графическими
умениями.
35. Занятие «Число 6» Сформировать представление о составе числа 6
из двух меньших, тренировать умение сравнивать числа в пределах 6 с
помощью определения порядка их следования в числовом ряду; уточнить
представление о числовом отрезке, формировать опыт обозначения числа
6 на числовом отрезке, тренировать умение присчитывать и отсчитывать
единицу с помощью числового отрезка; закрепить представление о
смысле действий сложения и вычитания, их записи, взаимосвязи части и
целого, тренировать умение печатать цифры 1-5 в клетках;
сформировать опыт работы в команде, самопроверки по образцу.
36. Занятие Продолжать знакомить детей с согласными звуками
[б], [б'] и буквой Б, б. Продолжать учить находить место звука в трех
позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие
«согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с
характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые,
зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова
из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать
речевой аппарат. Начинатьовладевать технической стороной письма и
элементарными графическими умениями.
37. Занятие«Число и цифра 6» сформировать представление о способах
обозначения числа 6 с помощью точек и печатания цифры в клетках;
тренировать умение использовать числовой отрезок для сложения и
вычитания чисел в пределах 6, сравнивать числа с помощью определения
порядка их следования в ряду, использовать знаки «>», «<», «=»; повторить
способ сравнения групп предметов по количеству с помощью
составления пар, тренировать умение определять на предметной основе,
на сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в другой;
актуализировать умение выделять и называть свойства предметов,
сравнивать предметы по свойствам, пользоваться символами для
обозначения свойств предметов, соотносить числа с символами на основе
представления о взаимосвязи части и целого, пользоваться часами.
38. Занятие Продолжать знакомить детей с согласными звуками
[в], [в'] и буквой В, в. Продолжать учить находить место звука в трех
позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука
продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные
анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов.
Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать
мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинатьовладевать
технической стороной письма и элементарными графическими
умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
39. Занятие «Число и цифра 6» Закрепить представления о числе и
цифре 6, составе числа 6 из двух меньших, способах обозначения
количества с помощью точек и с помощью цифр; тренировать умение
составлять задачи по картинкам, анализировать и решать их, соотносить
числа с символами, решать простейшие примеры с символами на основе
представлений о взаимосвязи части и целого; уточнить представления о
прямой, ломаной, замкнутой и не замкнутой линиях, отрезке,
многоугольнике, актуализировать способ черчения прямой с помощью
линейки; сформировать первичные представления о школьной жизни,
опыт работы в команде, выполнения действий с комментированием,
проговаривания алгоритма перед выполнением задания.
40. ЗанятиеПродолжать знакомить детей с согласными звуками [г],
[г'] и буквой Г, г. Продолжать учить находить место звука в трех
позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука
продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные
анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов.
Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать
мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинатьовладевать
технической стороной письма и элементарными графическими
умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
41. Занятие «Число 7» Сформировать представление о составе числа 7
из двух меньших; закрепить представление о сложении и вычитании
чисел, взаимосвязи части и целого; тренировать умение использовать
сантиметровую линейку для измерения длины, определять порядок чисел
и изображать их на числовом отрезке, получать последующее число путем
присчитывания одного отрезка; сформировать опыт работы в паре,
самопроверки по образцу, нахождения и исправления ошибок.
42 Занятие Продолжать знакомить детей с согласными звуками [д],
[д'] и буквой Д, д. Продолжать учить находить место звука в трех
позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука
продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные
анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов.
Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать
мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинатьовладевать
технической стороной письма и элементарными графическими
умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
43. Занятие «Число и цифра 7» Закрепить представление о числе и
цифре 7, составе числа 7 из двух меньших чисел;
сформировать
представления о способах обозначения числа 7 с помощью печатания
цифры в клетках и с помощью точек; тренировать умение соотносить
числа и символы, решать простейшие равенства с символами на основе
представлений о взаимосвязи части и целого;
тренировать умение
составлять задачи по картинкам, фиксировать условия задачи с
помощью схемы и решать их, тренировать умение пользоваться часами;
сформировать опыт самопроверки по образцу, использования критериев
для обоснования своего суждения.
44.Занятие Продолжать знакомить детей с согласными звуками [з],
[з'] и буквой З, з. Продолжать учить находить место звука в трех
позициях, развивать фонематический слух. При характеристике звука
продолжать учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные
анализаторы. Учить детей составлять и читать слова из слогов.
Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать
мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинатьовладевать
технической стороной письма и элементарными графическими
умениями.
45. Занятие «Числа и цифры 6-7» Уточнить представления о составе
чисел 6 и 7 из двух меньших чисел; закрепить умение соотносить числа и
символы, решать простейшие равенства с символами на основе
представлений о взаимосвязи части и целого, печатать цифры 1-7 в
клетках, ориентироваться на листе бумаги в клетку; тренировать умение
решать
простейшие
задачи,
пользуясь
числовыми
линейками;
сформировать опыт работы в паре, самопроверки по образцу.
46. Занятие Продолжать знакомить детей с согласным звуком [ж],
и буквой Ж, ж. Продолжать учить находить место звука в трех
позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие
«согласный», может быть только твердым звуком.
При знакомстве с характеристикой звука учить детей опираться на
тактильные, слуховые, зрительные анализаторы.
Учить детей составлять и читать слоги и слова с этим звуком. Развивать
мышцы
губ
и
языка,
тренировать
речевой
аппарат.
Продолжатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
47.Занятие «Раньше, позже» Уточнить временные представления
(раньше, позже), закрепить умение устанавливать последовательность
событий; закрепить представление о сравнении чисел с помощью
определения порядка их следования в числовом ряду; тренировать
умение определять на предметной основе, на сколько одно число больше
(меньше)
другого;
сформировать
опыт
работы
в
команде,
взаимопроверки, достижения договоренностей и согласования общего
решения; сформировать опыт самопроверки по образцу, аргументации
своего
мнения,
действия
по
алгоритму
с
предварительным
проговариванием его основных шагов, первичный опыт регулирования и
планирования деятельности во времени.
48.ЗанятиеПродолжать знакомить детей с гласным звуком [е] и
буквой Е. Учить находить место звука в двух позициях – в середине
слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин
«гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей
опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить
читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
Занятие 49 «Измерение объема» Уточнить представление об объеме
(вместимости) тела, зависимости результата измерения объема от
величины мерки; познакомить с общепринятой меркой для измерения
объема – литром, сформировать представление о способе обозначения
объема именованным числом (например, 3 л); сформировать опыт
составления по картинкам, анализа и решения простейших задач на
вычисление объемов сосудов, выраженных в литрах; сформировать
первичный опыт регулирования и планирования деятельности во
времени, опыт работы в команде, выражения в речи алгоритма
действий, выполнения действий с комментированием, нахождения и
исправления ошибок.
Занятие 50 Продолжать знакомить детей с согласными звуками [х],
[х'] и буквой Х, х.Продолжать учить находить место звука в трех
позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие
«согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с
характеристикой звука учить детей опираться на тактильные, слуховые,
зрительные анализаторы. Учить детей составлять и читать слоги и слова
из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать
речевой аппарат. Начинатьовладевать технической стороной письма и
элементарными графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к
изучению звуков и букв.
51.Занятие «Число и цифра 8» Сформировать представление о способах
обозначения числа 8 с помощью точек и печатания цифры в клетках;
сформировать представление о составе числа 8 из двух меньших чисел,
смысле сложения и вычитания, их записи, взаимосвязи между частью и
целым; закрепить представление о числовом отрезке, тренировать
умение определять порядок чисел и изображать их на числовом отрезке,
получать последующее число путем присчитывания одного отрезка,
пользоваться часами; сформировать опыт работы в команде,
самопроверки по образцу, выполнения действия с комментированием,
построения простейших умозаключений.
52. Продолжать знакомить с согласными звуками [ф], [ф'] и букву
Ф, ф. Продолжать учить находить место звука в трех позициях,
развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться
на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей
составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице, по
карточкам. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков
и букв.
53. Занятие «Числа и цифры 6, 7, 8» закрепить представления о
составе чисел 6-8, тренировать умение решать простейшие примеры в
пределах 8, печатать цифры 6-8 в клетках; уточнить представления о
таблице, строке, столбце, тренировать умение выражать в речи место
предмета в таблице; тренировать умение соотносить числа и символы,
решать простейшие примеры с символами на основе представлений о
взаимосвязи между частью и целым, составлять задачи по картинкам,
фиксировать условия задачи с помощью схемы, анализировать и решать
их; сформировать опыт работы в паре, выполнения действия с
комментированием, самопроверки по образцу.
54. Занятие Продолжать знакомить детей с гласным звуком [ю] и
буквой Ю. Учить находить место звука в двух позициях – в середине
слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин
«гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей
опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить
читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
55. Занятие«Число и цифра 9» Сформировать представления о числе 9,
его составе из двух меньших чисел, способах обозначения с помощью
точек и печатания цифры в клетках, изображении на числовом отрезке;
тренировать умение составлять и решать простейшие примеры на
сложение и вычитание в пределах 9; тренировать умение выделять
свойства предметов, сравнивать предметы по свойствам, пользоваться
часами; сформировать опыт работы в паре, выполнения действия с
комментированием, самопроверки по образцу.
56. ЗанятиеПродолжать знакомить детей с гласным звуком [я] и
буквой Я. Учить находить место звука в двух позициях – в середине
слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин
«гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей
опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить
читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
Занятие 57. «Число и цифра 9» Закрепить представления о числе 9,
составе из двух меньших чисел, сравнении, сложении и вычитании чисел
в пределах 9; закрепить умение использовать числовой отрезок для
выполнения действий на сложение и вычитание; тренировать умение
составлять задачи по картинкам, фиксировать условия задачи с
помощью схемы, анализировать и решать их; сформировать опыт работы
в группе, выполнения действий с комментированием, самопроверки по
образцу.
Занятие 58. Продолжать знакомить детей с гласным звуком [э] и
буквой Э. Учить находить место звука в двух позициях – в середине
слова и на конце, развивать фонематический слух. Закрепить термин
«гласный». При знакомстве с характеристикой звука учить детей
опираться на тактильные, слуховые анализаторы. Продолжать учить
читать слова, делить слова на слоги, учить находить ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями.
Занятие 59. «Измерение площади» познакомить с новым понятием –
«площадь», сформировать представление о способе измерения площади
предметов с помощью мерки, сравнения предметов по площади;
актуализировать способ сравнения предметов по размеру путем
наложения, закрепить представление сравнивать числа на основе их
расположения в числовом ряду, с помощью предметных действий
отвечать на вопрос, насколько одно число больше или меньше другого;
сформировать опыт работы в паре, выполнения действия с
комментированием, самопроверки по образцу.
Занятие 60. Закрепить с детьми звук [й], букву Й, й. Продолжать
учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический
слух. При характеристике звука опираться на тактильные, слуховые,
анализаторы. Показать, что этот звук образует слог и может быть
отдельным словом. Учить детей составлять и читать слова из слогов,
читать слова по таблице, по карточкам. Развивать мышцы губ и языка,
тренировать
речевой
аппарат.
Начинатьовладевать
технической
стороной письма и элементарными графическими умениями. Вызвать у
ребенка интерес к изучению звуков и букв.
61. Занятие «Число и цифра 0» Сформировать представление о числе 0,
способе его записи (печатания) в клетках, месте в числовом ряду и на
числовом отрезке, сравнении, сложении и вычитании с 0;
актуализировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия
предметов; тренировать умение соотносить числа с символами на основе
представлений о взаимосвязи между частью и целым и порядке
следования чисел в числовом ряду; сформировать опыт формулирования
простейших
умозаключений,
аргументации
своего
мнения,
самопроверки по образцу.
62. Занятие Закрепить с детьми гласный звук [ё], букву Ё, ё.
Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать
фонематический слух. При характеристике звука опираться на
тактильные, слуховые, анализаторы. Показать, что этот звук образует
слог и может быть отдельным словом. Учить детей составлять и читать
слова из слогов, читать слова по таблице, по карточкам. Развивать
мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Начинатьовладевать
технической стороной письма и элементарными графическими
умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.
3. Занятие «Число и цифра 0» Закрепить представление о числе 0,
способе его записи (печатания) в клетках, изображении на числовом
отрезке, сравнении, сложении и вычитании с 0; уточнить представления
о площади предметов, способе ее измерения с помощью мерки;
тренировать умение использовать числовой отрезок для сложения и
вычитания чисел в пределах 9, сравнивать числа на основе
представлений о порядке их следования в числовом ряду; сформировать
опыт аргументации своего мнения, работы в парах, самопроверки по
образцу.
64. Продолжать знакомить с ъ, ь знаками. При характеристике звука
опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить
детей составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице, по
карточкам. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков
и букв.
65. Занятие «Измерение длины» Сформировать представление об
аналогии между делением на части отрезков и групп предметов;
закрепить представление о сложении и вычитании чисел, взаимосвязи
между частью и целым, тренировать умение составлять по картинкам и
решать
простейшие
числовые
равенства;
тренировать
умение
использовать
сантиметровую
линейку
для
измерения
длины;
сформировать опыт выполнения действий с комментированием.
66. Занятие Продолжать знакомить с согласными звуками [щ], [щ']
и букву Щ, щ. Продолжать учить находить место звука в трех позициях,
развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться
на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей
составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице, по
карточкам. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков
и букв.
67. Занятие «Число 10» Сформировать представление о числе 10, его
составе из двух меньших чисел, его записи в клетках, месте в числовом
ряду и на числовом отрезке; тренировать умение составлять и решать
простейшие примеры на сложение и вычитание в пределах 10,
пользоваться часами; уточнить представление о сравнении предметов по
площади с помощью мерки; сформировать опыт работы в паре,
самопроверки по образцу.
68. Занятие Продолжать знакомить с согласными звуками [ч], [ч'] и
букву Ч, ч. Продолжать учить находить место звука в трех позициях,
развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться
на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей
составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице, по
карточкам. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков
и букв.
69. Занятие «Часы» сформировать представление о разных видах
часов, их назначении, тренировать умение определять время по часам,
развивать «чувство времени»; тренировать умение составлять числовые
равенства на сложение по картинкам; сформировать опыт рассуждений,
формулирования простейших умозаключений.
70. Занятие Продолжать знакомить с согласными звуками [ц], [ц'] и
букву Ц, ц. Продолжать учить находить место звука в трех позициях,
развивать фонематический слух. При характеристике звука опираться
на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы. Учить детей
составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице, по
карточкам. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.
Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.
Начинатьовладевать технической стороной письма и элементарными
графическими умениями. Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков
и букв.
71.Занятие Открытое занятие «Путешествие в страну знаний»
72. Итоговый мониторинг
Методическое обеспечение программы
•
•
•
•
•
•
•
•
Методы обучения:
Практические методы.
К практическим методам относятся упражнения, игры и
моделирование.
Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительные,
конструктивные, творческие.
При обучении детей часто используются различные виды
конструирования и моделирования.
Игровой метод
Предполагает использование различных компонентов игровой
деятельности в сочетании с другими приемами: показом,
пояснением, указаниями, вопросами. Развивающие игры - это
игры, способствующие решению умственных способностей. Игры
основываются на моделировании, процессе поиска решений.
Использование игровых упражнений на занятии (имитация
действий: медведи едят кашу, летит самолет, прыгает воробей)
вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у
них напряжение.
Использование речевых упражнений предполагает проговаривание
вслух
алгоритма
действий,
повторение
речевок
для
физкультминуток и т.д.
Выполнение
любых
упражнений
и
методов
способствует
формированию практических умений и навыков лишь в том
случае, когда соблюдаются следующие условия:
осознание ребенком цели. Это зависит от четкости постановки
задачи, использования правильного показа, способов выполнения,
расчлененности показа сложных упражнений с учетом возрастных
и психологических особенностей ребенка;
систематичность, которая реализуется в многократном повторении
(на занятиях, во внеклассное время, в различных жизненных
ситуациях);
постепенное усложнение условий с учетом возрастных и
индивидуально-психологических особенностей ребенка;
осознанное выполнение практических и речевых действий;
самостоятельное выполнение на заключительном этапе работы.
Наглядные методы.
К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание
(картин,
макетов),
просмотр
диафильмов,
кинофильмов,
мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, показ образца
задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в
качестве самостоятельных методов. Использование пособия
облегчает усвоение материалов, способствует формированию
•
•
•
•
разнообразных умений и навыков. Опора на образы делает
усвоение материала более конкретным, доступным, осознанным,
повышает эффективность работы педагога. Использование
наглядных пособий способствует уточнению и расширению
представлений детей, развитию познавательной деятельности,
создает благоприятный эмоциональный фон для проведения
работы по обучению детей. Наглядные средства должны:
• быть хорошо видны всем;
•
подобраны
с
учетом
возрастных
и
индивидуальнопсихологических особенностей работы;
• соответствовать задачам работы учителя на данном этапе
обучения;
• сопровождаться точной и конкретной речью;
• словесное описание объекта должно способствовать развитию
аналитико-синтетической
деятельности,
наблюдательности,
развитию речи.
Словесные методы. Основными словесными методами являются
рассказ, беседа, чтение.
Рассказ - форма обучения, при которой изложение материала
педагогом носит описательный характер. Его используют для
создания у детей представления о том или ином явлении, вызова
положительных эмоций, для создания образца правильной,
выразительной
речи,
подготовке
детей
к
последующей
самостоятельной работе, для обогащения словаря и закрепления
грамматических форм речи. Рассказ предполагает воздействие на
мышление ребенка, его воображение, чувства, побуждает к
речевому общению, обмену впечатлениями.
Беседы- в зависимости от дидактических целей могут быть
предварительными,
итоговыми,
обобщающими.
В
ходе
предварительной беседы педагог выявляет знание детей, создает
установку на усвоение новой темы.
Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации
приобретенных в ходе занятий умений и навыков.
При индуктивной форме беседы сначала воспроизводятся факты,
анализируются, сравниваются, а затем обобщаются (от частного к
общему). При дедуктивной форме сначала дается обобщение, а
затем отыскиваются конкретные факты для его подтверждения
Словесные приемы В процессе обучения используются словесные
приемы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая
оценка. Пояснение и объяснение включаются в наглядные и
практические методы.
Большое значение в работе имеет педагогическая оценка
результата выполнения задания, способа и характера его
выполнения. Она способствует совершенствованию качества
учебного процесса, стимулирует и активизирует деятельность
ребенка, помогает формированию самоконтроля и самооценки.
При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать
возрастные
и
индивидуально-психологические
особенности.
Неуверенных, застенчивых, остро переживающих детей следует
чаще поощрять, проявлять педагогический такт при оценке их
работы
Оценочные материалы
Критерии оценки результативности определяются в соответствии с
реализуемой дополнительной программой «По дороге в школу». При
реализации программы используются два вида контроля: первичный и
итоговый мониторинг.
Первичный
мониторинг
–
это
оценка
начального
уровня
образовательных возможностей детей при поступлении в кружок.
Итоговый мониторинг результативности освоения дополнительной
образовательной программы – это оценка уровня и качества освоения
детьми дополнительных образовательных программ по мере окончания
освоения дополнительной общеобразовательной программы. Итоговый
контроль осуществляется в мае в соответствии с графиком.
Формы контроля определены в соответствии с дополнительной
общеобразовательной программой.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
№
п\п
Наименование элементов перечня
Наглядные пособия:
1
2
3
4
5
Касса букв на магнитах
Касса цифр на магнитах
Магнитные знаки
сюжетные картинки для составления рассказов.
предметные картинки для составления предложений и задач.
Дидактические материалы:
1
2
3
4
Прописи
Картотека динамических пауз
Разрезная азбука
карточки с изображением цифр и знаков
Литература:
Савичев В. Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль:
«Академия развития»
1
2
Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2002.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Материально – техническое обеспечение.
Оборудование.
Магнитная доска
Касса цифр на магнитах
Касса букв на магнитах
Магнитные знаки
демонстрационный материал к изучаемым темам
блоки Дьенеша
карандаши простые, карандаши цветные/фломастеры/;
тетради в клеточку, ручка, ластик, линейка, ножницы,
мел;
Объемные геометрические фигуры
Настенные часы
Кубики «Лего»
сюжетные картинки для составления рассказов.
предметные картинки для составления предложений и задач.
Мнемотаблицы
Раздаточный материал:
раздаточный материал по темам
карточки с изображением цифр и знаков
Карточки сзаданиями.
счётные палочки
Карточки с изображением букв
Плоскостные фигуры
Разрезная азбука
карточки с цветным изображением звуков (красный - гласный,
синий - согласный, зеленый - согласный мягкий).
Прописи
Кадровое обеспечениепрограммы.
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий среднее профессиональное образование и
отвечающий
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных
справочниках,
и
(или)
профессиональном
стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Информационное обеспечение.
1.Арцишевская
И.Л.
Литература
Психологический
тренинг
для
будущих
первоклассников: Конспекты занятий. -М.: Книголюб 2008. -72с.
2. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. Методическое
пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005. – 112с.
3. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер»,
1997.
4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе»,
часть
3.
Практический
представлений
у
детей
курс
по
развитию
6-5.лет.Методические
математических
рекомендации.
М.:
Ювента, 2013.
5. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационные материалы к
курсу «Игралочка –ступенька к школе», часть 4. – М.: ювента,2013.
6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе»,
часть 4.Иллюстрационное учебное пособие для детей 6-7 лет. – М.:
Ювента, 2013.
7. Полный курс подготовки к школе /Е.Н. Ватажук, Я.О. ВоронковаМосква: Эксмо, 2016, - 208с.
Нормативно-правовые документы
•
•
•
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением правительства Российской
Федерации от 31 -марта 2022 года № 678-р;
Изменения, внесённые
в Концепцию развития дополнительного
образования детей до 2030 года, утверждённые распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года №1230-р
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27июля 2022года года № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
образовательным программам»
•
•
•
•
•
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении
санитарно-эпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и
других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19)» (с изменениями на 21 марта 2022 года).
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»
(утв.
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2). Приказ
действует до 1 сентября 2027 года.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.02.2022
№4
«О
внесении
изменений
в
санитарноэпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой
коронавирусной
инфекции
(covid-19)»,
утверждённые
Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 22.05.2020 п. 15» Редакция от 04.02.2022Действует с 06.02.2022 г.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20, утв. Постановлением Главного
государственного врача Российской Федерации 28.09.2020 года,
«Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29.12.2012 года.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Речевое развитие и развитие графических навыков
(Начало и конец года)
Развитие речи подготовка руки к письму
1
Критерии:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее проявление
носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление,
зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны
взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень)
2 балла –проявляющаяся характеристика является устойчиво
сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия
или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка или не
успешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий)
ИТОГО
Умеет читать по слогам
небольшие тексты
Развитие графических
навыков
Правильно артикулирует
звуки
Осознанно складывает
простейшие слоги
Различает гласные и
согласные
Соотносит звук с буквой
Знает буквы и их названия
Хорошо владеет понятиями
«звук», «буква»
Ф.И.
ребёнка
Слышит звук в словах и
выделяет его
№
п/
п
Соблюдение темпа речи, силы
голоса
(Начало и конец года)
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Математическое развитие
ИТОГО
Умеет в простейших случаях пользоваться часами.
ориентироваться в пространстве с помощью плана.
Умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку,
Умеет решать простейшие задачи
Умеет пользоваться линейкой для измерения длины.
отсчитывания одной или нескольких единиц.
Умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и
чисел первого десятка.
Умеет определять на основе предметных действий состав
а также с помощью цифр, печатая их в клетках.
предыдущее и последующее числа,
№п/п
Умеет называть для каждого числа в пределах 10
Ф.И.
Ребёнка
Обозначает числа 1-10 с помощью групп предметов и точек,
(Начало и конец года)
Критерии:
0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление
носит случайный характер (низкий уровень);
1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление,
зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны
взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень);
2 балла –проявляющаяся характеристика является устойчиво
сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия
или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка,
успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д.
(высокий).