Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Паспорт программы развития на 2023-2028 г.г………………………………………….. 4
3. Информационно-аналитическая справка………………………………………………….. 8-9
4. Проблемный анализ состояния образовательного процесса… ………………………. 10-15
5. Концепция программы развития ДОУ…………… …………………………………… 16-18
6. Стратегия развития ДОУ……………………………………………………………………19-25
7. Прогнозируемый результат программы развития ……………………………………… 26
8. Элементы риска развития программы …………………………………………………… 27
9. Управление программой развития……………………………………………………….. ..27
10.Используемая литература………………………………………………………………..
28
0
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. Этому способствуют как
социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Проблема качества дошкольного
образования в последние годы приобрела актуальный характер. В общегосударственном плане новое качество
образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Очевидно, что
сегодня в условиях современного образования каждое дошкольное учреждение должно, поддерживать свою
конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою индивидуальную нишу в общем образовательном
пространстве. Такие качества как формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к
переобучению востребованы целыми творческими коллективами, которые постоянно совершенствуют свое
профессиональное мастерство, проявляя инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения, доказывая, таким образом, свою, необходимость.
Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых
общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на
приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект
разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его
познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном
учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника,
мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе.
Целевыми установками образовательной политики государства на современном этапе стало осуществление
комплекса мероприятий, направленных на повышение качества образования, рост профессиональной
компетентности педагога – как основного ресурса развития системы образования. Эффективное решение этих задач
1
возможно только в учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке
образовательных услуг.
Для активного включения дошкольного учреждения в систему изменений необходимо концептуальное
осмысление путей развития дошкольного образования. Поэтому коллективом дошкольного образовательного
учреждения было принято решение о разработке программы Развития на период с 2023 по 2028 годы.
Программа Развития спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада,
территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей,
потребности родителей воспитанников в образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков,
возникших в процессе реализации программы.
Разработчики программы оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа
с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на основе ежегодного анализа хода
реализации мероприятий по развитию учреждения.
Исполнителями программы Развития являются участники образовательного процесса МБДОУ детский сад №
5 «Елочка» г. Моздока
Основным механизмом реализации Программы является деятельность творческих групп по стратегическим и
тактическим направлениям.
Координация и контроль возлагается на руководителя МБДОУ и педагогический совет учреждения.
При разработке данной программы, определено несколько принципиальных позиций, которые легли в основу этого
стратегического документа:
Детский сад представлен как целостная открытая педагогическая система, состоящая из нескольких
подсистем, которые освещены как стратегические направления развития.
Следуя этой логике, и выстроена организационная структура программы. Цели, задачи, приоритетные направления
деятельности, предполагаемый результат каждого стратегического направления тесно взаимосвязаны между собой
и представляют собой целостную систему.
2
Программа развития детского сада задает общие направления, описывает наиболее общие процессы,
определяет закономерности, а оперативные действия прописываются в текущем (годовом) плане работы.
Выбор стратегических направлений развития детского сада, его миссия, стратегическая цель и проблемноориентированный анализ обусловил выбор групп задач, определяющих приоритетные направления
деятельности и предполагаемый результат.
Программа развития детского сада рассматривается как документ, концептуально определяющий
стратегические и тактические цели, задачи способы (механизмы) их реализации.
Статус Программы развития: нормативный стратегический документ дошкольного образовательного
учреждения, в котором отражаются цель и комплекс мероприятий, направленных на решение задач ФОП ДО в
соответствии с ФГОС ДО
Назначением Программы развития МБДОУ детский сад № 5 «Ёлочка» г. Моздока является мобилизация всего
коллектива на достижение цели развития – переходу от традиций к новому качеству педагогического процесса,
направленного на образование, воспитание и развитие детей нового поколения: физически развитых,
любознательных, активных, эмоционально отзывчивых, владеющих средствами общения и способами
взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми, способных управлять своим поведением и планировать
действия, способных решать интеллектуальные и личностные задачи, имеющих представления о себе, семье,
обществе, государстве, мире, природе, овладевших предпосылками учебной деятельности, высоконравственных,
социально адаптированных, способных осознавать ответственность за свою деятельность.
Сроки реализации программы: 2023- 2028 годы
3
Паспорт программы
Полное
наименование
программы
Разработчики
программы
Исполнитель
Программы
Сайт МБДОУ
в сети
Интернет
Законодательн
ая база для
разработки
программы
развития
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский
сад с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников № 5 «Ёлочка» г.
Моздока РСО - Алания
Заведующая МБДОУ, зам. зав. по ВР, 3 педагога
Администрация МБДОУ педагогический коллектив, родители, воспитанники
бюджетного дошкольного образования
elocka5.tvoysadik.ru
муниципального
Статья 67.1 Конституции Российской Федерации, согласно которой важнейшим приоритетом
государственной политики Российской Федерации являются дети (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 № 273-ФЗ;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
4
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении
федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022
№ 71847);
Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г. № 72264))
Сроки и этапы 2023 - 2028 годы:
реализации Первый этап – организационно -подготовительный – 2023-2024 год:
программы
совершенствовать образовательный процесс по основным направлениям развития
воспитанников;
выявление перспективных направлений развития ДОУ и моделирование его нового
качественного состояния в условиях модернизации образования;
изучение современных тенденций информационного обеспечения ДОУ;
подготовка МБДОУ к работе в новых организационно - экономических условиях в связи
введением ФОП ДО в соответствии с ФГОС ДО.
Создание в ОУ материально-технических условий для реализации ФОП ДО в соответствии с
требованиями к ресурсному обеспечению образовательной деятельности в ДОУ.
Второй этап — коррекционно-развивающийся - 2025 -2026 год:
переход образовательного учреждения в новое качественное состояние - к устойчивой реализации
модели деятельности детского сада, соответствующей положениям ФЗ «Об образовании».
5
Введение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ ФОП ДО
Третий этап – аналитическо-информационный- 2027 год:
Цель
программы
Задачи
программы
анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития ДОУ.
фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных
нормативных актах;
подведение итогов по реализации Программы развития
Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого
ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее оптимальное личностное развитие
каждого ребёнка, равные стартовые возможности для полноценного физического и психического
развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
1. Повышение качества образования и воспитания в ДОУ через внедрение современных педагогических
технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в связи с переходом на ФОП ДО
2. Развивать познавательные способности с
интеллектуальной направленностью через
любознательность и исследовательскую деятельность.
3. Внедрить комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий направленных на сохранение и
укрепление здоровья детей.
4. Создать систему консультирования и сопровождения родителей по вопросам образования и развития
детей в соответствии с ФОП ДО
5. Обогатить и усовершенствовать программно-методическое обеспечение, материально-техническую и
предметно-развивающую среду в детском саду, способствующую формированию общей культуры,
развитию
физических,
интеллектуальных
и
личностных
качеств
воспитанников.
Обеспечениепреемственностиосновныхобразовательныхпрограммдошкольногообразования
и
начального образования.
6.Создание открытой и доступной системы дополнительного образования для развития детских
6
способностей.
7.Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста к
Профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФОП ДО
8.Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и материально-техническойбазы
организации.
9.Повышения безопасности организации в отношении детей и работников, посетителей.
Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего
развития детей
10. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для
разностороннего развития детей
Финансовое
обеспечение
программы
Контроль за
выполнением
программы
Выполнение программы осуществляется в пределах текущего финансирования
Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет администрацией МБДОУ, а также
периодическое информирование родителей воспитанников в ходе реализации Программы (посредством
сайта, родительских собраний, отчетных мероприятий
Ожидаемый результат программы к 2028 году
Повысить
качество - Развитие условий для успешного освоения педагогических технологий;
образования и воспитания в - Обеспечить формирование профессиональной компетентности педагогов в области
7
ДОУ
через
внедрение
современных
педагогических технологий,
в
том
числе
информационнокоммуникационных, в связи
с переходом на ФОП
Развивать интеллектуальные
способности детей через
познавательное развитие,
творческую активность,
исследовательскую
деятельность.
Внедрить комплекс
оздоровительнообразовательных
мероприятий направленных
на сохранение и укрепление
здоровья детей
Создать
систему
консультирования
и
сопровождения
родителей по вопросам
образования и развития
детей в соответствии с
освоения ФОП в соответствии с ФГОС ДО;
- Переход на новую форму планирования воспитательно –образовательного процесса
соответствующую ФОП с интеграцией образовательных областей о комплекснотематическим планированием воспитательно-образовательного процесса.
-Поддержка инновационной деятельности
- Организация работы по внедрению проектного метода обучения и воспитания
дошкольника для развития их познавательных и творческих способностей.
- Обогащения социального опыта ребёнка через реализацию игровых проектов
- Обогащение социального опыта ребенка через реализацию игровых проектов;
-Организация работы по развитию интеллектуальных способностей ребенка через
реализацию познавательно-исследовательской деятельности в условиях детского сада.
Снижение роста заболеваемости, через мероприятия направленные на оздоровление
и укрепление детского организма.
-Системное взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, культуры
с целью повышения качества образования
Обеспечение открытого информационного пространства учреждения.
-Увеличение количества родителей, активно участвующих в образовательном
процессе до 80%.
-Повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания и
развития детей
8
ФОП ДО
Обогатить
и
усовершенствовать
программно-методическое
обеспечение, материальнотехническую и предметноразвивающую
среду в
малокомплектном детском
саду,
способствующую
формированию
общей
культуры,
развитию
физических,
интеллектуальных
и
личностных
качеств
воспитанников.
- Создание современной многофункциональной предметно-развивающей среды в
малокомплектном
ДОУ соответствии с Федеральными государственными
требованиями к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
учреждения
- Создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития
творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ.
Информационная справка
Наименование ДОУ
( вид) – документ,
подтверждающий статус
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с
приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников №
5«Ёлочка» г. Моздока РСО-Алания
- Лицензия на образовательную деятельность: серия 15Л01 № 0001259 регистрационный
№ 2335,выдана 25.04.2016 г. Срок действия: «бессрочно»
Лицензия на осуществления дополнительного образования
9
Режим работы
Учреждения:
Историческая справка.
Адрес, телефон,
электронная почта, сайт
Тип здания
Модель ДОУ
МБДОУ детский сад № 5 «Ёлочка» работает в режиме 5-дневной рабочей недели с 7.30
до 18.00;
суббота, воскресенье – выходные дни.
Учредитель: - Управление образования АМС Моздокского района РСО-Алания
Заведующая ДОУ: - Тимофеева Ольга Александровна;
Адрес:363750, РСО-Алания; Моздокский район, г. Моздок, ул. Кирова д.106
Адрес электронной почты:olytimulina76@mail.ru
Сайт: elocka5.tvoysadik.ru
Контактный телефон: 8(86736)2-23-49
Дошкольное учреждение расположено в центре г. Моздока по у. Кирова. Детский сад
представляет собой двухэтажное кирпичное здание (литер А)
Здание детского сада рассчитано по проекту на 4группы.
В настоящее время функционирует 5 групп, численность – 97 детей
Здание литер З рассчитано на 1 группу, численность 23 детей
Общая численность 120 ребенка ;
В ДОУ имеется кабинет заведующей, методический кабинет, физкультурный и
музыкальный зал
Территория ДОУ благоустроена и хорошо озеленена: разбиты клумбы, цветники, для
каждой группы, имеются прогулочные веранды.
10
Проблемный анализ состояния образовательного процесса
2.1.1.
Качественный
анализ
педагогических кадров (курсы
повышения
квалификации,
аттестация, награды)
2.1.2. Условия и оснащение
образовательного процесса в ДОУ
2.1 Ресурсное обеспечение
2021-2022–
2022-2023
2023-2024
всего педагогов 5
всего педагогов 5.
всего педагогов 5
по квалификационным по квалификационным по квалификационным
категориям:
категориям:
категориям:
высшая категория - 0
высшая категория - 0
высшая категория - 0
первая категория – 5
первая категория – 5
первая категория – 5
соответствие
соответствие
занимаемой должности - занимаемой должности - по образованию:
0
0
высшее – 2
по образованию:
средне-специальное- 5
по образованию:
высшее – 5
СПО – 6
высшее – 3
средне- специальное - 6
Прошли курсы повышения квалификации 100%
Имеют:.
Грамота Главы Администрации – педагога
Грамота Управления образования В детском саду оборудованы 5 игровых групп и 5 спален. Игровые
площадки оборудованы в соответствии с СанПиН
Для воспитанников оборудованы игровые зоны, зоны сюжетно-ролевой игры,
театрализованной деятельности, художественного творчества и т.д.
Обеспеченность новой методической литературой 75 %.
Необходимо:
• Совершенствовать пространственную предметно-развивающую среду
в
группах.
11
2.2.1. Программы.
• Обновить информационные стенды для родителей
• Заменить мебель в соответствии с современными требованиями.
• Пополнить группы дидактическим и демонстрационным материалом по
разделам основной образовательной программы.
2.2. Особенности организации педагогического процесса в ДОУ
Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования МБДОУ детский сад № 5 «Ёлочка» г.
Моздока
Данная программа переработана в соответствии с ФОП
ДО дошкольного образования. Она задает содержание
дошкольного уровня образования, обеспечивающее
разностороннее и целостное формирование физических,
интеллектуальных и личностных качеств ребенка
-
2.2.2. Формы организации детей
Общее количество групп – 5групп
Образовательное учреждение обеспечивает воспитание,
обучение и развитие, а также присмотр, уход и
оздоровление детей в возрасте от 2 лет до 7 лет.
По наполняемости - группы соответствуют требованиям
СанПин
1 младшая группа 2-3 года - 23 детей;
2 младшая группа 3-4 лет - 20 детей
средняягруппа – 4 - 5 лет– 25 детей
старшая группа – 5 – 6 лет - 26 детей
подготовительная к школе группа – 6 – 7лет - 26 детей
Осуществляется
дополнительное
образование
по
программе
дополнительного
образования
естественнонаучной направленности
12
«Юный
экспериментатор»,
художественной
направленности «Умелые ручки»
2.2.3. Физкультурно - оздоровительная работа
Оздоровительные мероприятия:
утренняя гимнастика ( в летнее время на улице)
- физкультурные занятия в зале и на
воздухе
- физкультминутки
-подвижные игры на прогулке и в течение дня
- спортивные игры (футбол, баскетбол, городки)
- гимнастика после сна
- физкультурные досуги, дни здоровья, физкультурные
праздники и развлечения
Организация питания:
• Выполнение норм питания по основным продуктам
(мясо, масло сливочное, растительное, молоко,
яйцо, мука, крупа, картофель, овощи, фрукты)
составляет - 100%
• Обеспеченность оборудованием пищеблока – 100%
2.3. Взаимодействие со школой, другими организациями
2.3.1. Взаимодействие со школой
Осуществление взаимодействия со школой в
(соответствии с планом преемственности)
Взаимодействие педагогов начального звена,
воспитателей, детей через совместную
организационную деятельность;
Адаптация выпускников ДОУ к школе (анализ)
Посещение учителями начальных классов занятий в
подготовительной к школе группе;
Экскурсия детей в школу;
Знакомство со зданием школы;
13
Знакомство с кабинетом (классом) в школе;
Знакомство с физкультурным залом в школе;
Знакомство со школьной библиотекой
Выставка рисунков на школьную тематику;
Проведение собрания в подготовительной к школе
группе с участием учителей начальных классов
Необходимо:
Повысить сотрудничество в рамках
преемственности ДОУ и школ в плане
подготовленности детей – выпускников ДОУ в
соответствии с ФГОС ФОП начального образования
2.3.2. Взаимодействие с другими организациями
ГИБДД
• Проведение мероприятий сотрудником ГИБДД с
детьми;
• Консультативное общение.
Центральная библиотека
• Участие в конкурсах детского творчества.
• Проведение мероприятий сотрудниками
библиотеки для детей МБДОУ;
Музей краеведения
• Экскурсии
• Беседы
Детская поликлиника
• Профилактические осмотры
• Противоэпидемические мероприятия
• Медицинские рекомендации
2.4. Оценка содержания образования по направлениям
14
2.4.1. Охрана жизни и укрепление физического Распределение детей по группам здоровья:
здоровья детей
Уровень здоровья детей
Кол-во КолКол-во
Кол-во
Учебн Всего
детей
во
детей
детей
ый год детей
практи детей имеющие (4гр)
чески
имею хроничес
здоров щие
кие
ы(1 гр) отклон заболеван
ения в ия
состоя ( 3 гр)
нии
здоров
ья
(2гр)
2020102
43
56
3
0
2021
2021118
63
51
3
1
2022
2022120
94
24
2
0
2023
Перспективы развития:
Повышение и укреплением уровня физ. развития детей;
Укрепление здоровья воспитанников;
Улучшение материально-технической базы учреждения
по обеспечению безопасности жизнедеятельности
дошкольников;
Пополнение физкультурного оборудования в группах и
15
на участке;
Повышение уровня просветительской деятельности
среди семей воспитанников по физкультурнооздоровительному направлению.
2.4.2. Обеспечение познавательного
речевого, Уровень освоения программного содержания детьми
социально - коммуникативного, художественно - дошкольного возраста по программе показывает
эстетического и физического развития детей.
достаточный уровень 72% , недостаточный 28 %;
Анализ результатов в освоении программы по разделам
отражает положительную динамику во всех разделах
программы. В познавательном развитии воспитанников
отмечается значительное накопление информационного
багажа об окружающем мире, осмысление понятий о
знаках, символах, времени. У детей
старшего
дошкольного возраста достаточно хорошо развита
познавательная активность, логические
операции
(сравнение,
анализ, обобщение,
классификация). В
познавательном арсенале детей имеются различные
средства и способы познания окружающего мира
(познавательная литература, наблюдения, опыты, игрыэкспериментирования). Хорошему освоению
знаний
способствует
организация
непосредственно
образовательной
деятельности
с
использование
разнообразных форм и видов детской деятельности:
развивающие
игры,
игры-экспериментирования,
совместная деятельность педагогов с детьми, создание
предметно-развивающей среды.
Однако
следует
отметить
незначительное
количество детей с низким уровнем усвоения программы
16
(28%).Одной из причин этих результатов является
поступление новых детей в дошкольное учреждение во
второй половине учебного года, психофизиологические
особенности развития отдельных детей. Немаловажным
условием успешного освоения программы является
систематическое посещение детьми занятий. Длительное
отсутствие детей по болезни, отпуска, домашнего режима
является также причиной недостаточного высокого
уровня освоения знаний.
для • Дни открытых дверей.
• Информационные буклеты.
• Участие
в
познавательно-развлекательных
мероприятиях.
• Беседы, консультации.
• Смотры-конкурсы
• Наглядная информация .
• Сайт ДОУ.
2.4.4. Оказание консультативной и методической Используются традиционные формы
помощи родителям
(законным представителям) по На сайте ДОУ имеется раздел «Для Вас Родители»
вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Планируется:
Организация консультативного пункта для родителей на
сайте детского сада с привлечением узких специалистов.
2.4.3. Взаимодействие с семьями детей
обеспечения полноценного развития детей.
Концепция Программы развития
17
Концепция программы развития МБДОУ составлена на основе анализа имеющихся условий, проблем,
с учётом прогноза о перспективах их изменений.
1.Переход на ФОП ДО.
Создание рабочей группы по обеспечению перехода на применение ФОП ДО. Ознакомление педагогических
работников с утвержденной к 01.09.2023г. федеральной основной образовательной программой дошкольного
образования (ФОП ДО). Определение объёма работ по корректировки ООП детского сада и локальных
нормативных актов. Приведение документов детского сада в соответствии с ФОП ДО.
2.Модернизация развивающей предметно-пространственной среды (РППС).
Оценка состояния РППС на соответствие требованиям законодательства, в том числе санитарному, и целям
развития детского сада. Составление плана модернизации РППС и осуществление его.
3.Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных
образовательных услуг для детей и их родителей. Введение новых образовательных программ дополнительного
образования.
4. Усиление антитеррористической защищенности организации.
Проведение оценки качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и
обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план мероприятий по усилению
антитеррористической безопасности, интегрировать его с антикризисным планом организации.
Ключевая идея развития МБДОУ ориентирует коллектив на создание качественного образовательного
пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников педагогического процесса: педагогов,
воспитанников и их родителей. Реализация ФОП ДО в соответствии с ФГОС ДО в образовательном процессе
требует комплекса мероприятий по обновлению содержания и выбору технологий в образовательный процесс.
Предстоит работа по
перестроению сознания педагогов с учебно-дисциплинарной модели построения
образовательного процесса и общения с детьми на модель личностно-ориентированную. Это обусловлено тем, что
не у всех педагогов сформировалось глубинное понимание положений, заложенных в ФГОС ДО.
Существенные изменения в системе образования требуют изменений в квалификационном уровне
педагогов. Современный педагог должен обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность,
18
нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических технологий и умело их применять в
своей работе.
Механизм реализации Программой базируется на анализе имеющейся ситуации в МБДОУ, вычленении
недостатков, выборе путей их устранения.
Управление реализацией Программы осуществляет администрация МБДОУ через координацию
деятельности исполнителей. Содействие в доработке планов, реализации проектов, подготовку и переподготовку
педагогов и представление условий для их профессионального роста.
Мониторинг хода выполнения программных мероприятий осуществляется ежегодно, по окончании
учебного года. Участниками Программы составляются письменные отчёты, делается анализ её выполнения,
выносятся рекомендации, вносятся коррективы в её содержание.
Контроль над ходом реализации Программы представляется в виде двух компонентов:
- Административный контроль - оперативный, промежуточный, итоговый.
- Самоконтроль – диагностика, самоанализ, тестирование, анкетирование.
Информация о реализации Программы за определённый период представляется на обсуждение педагогического
совета, в отчете о результатах самообследования.
Исходя из вышеизложенного, проанализировав условия в МБДОУ, были определены три основных цели
развития нашего учреждения на период до 2028 года
1.Цель
Повышение уровня своего потенциала и потенциала родителей, направленного на развитие,
воспитание и обучение детей, отвечающего современным требованиям, как к педагогу, так и к
ребёнку-выпускнику.
Задачи:
- Создать условия в предметной среде групп, способствующей максимальной реализации
возможностей, способностей и потребностей ребёнка.
- Повысить профессиональный уровень педагогического состава –
прохождение курсовой
подготовки, аттестация педагогов, обучение работы на ПК, внедрение проектной, инновационной
деятельность, использование ИКТ.
- Усовершенствовать
материально-техническую базу ДОУ, способствующую внедрению
информационно-коммуникативных технологий в педагогический процесс ДОУ и в процесс
19
2. Цель
Задачи:
повышения квалификации кадров.
- Создать эффективную систему работы с детьми ДОУ;
- Изучение и внедрение технологии педагогического мониторинга готовности детей к обучению в
начальной школе в целях совершенствования внутренней и внешней оценки качества дошкольного
образования.
Обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям инновационноориентированного характера образовательного процесса.
- Обеспечить инновационный характер образовательного процесса в режиме реализации проектов:
Внедрение ФОП ДО в единое образовательное пространство
«Внедрение ФОП ДО в соответствии с ФГОС в единое образовательное пространство»
Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Времена года»,
«Эколята –дошколята» для детей старшей и подготовительной групп.
«Волшебный мир сказок» для детей 2 младшей группы
«Лечебная сила музыки» подготовительная группа.
- Наладить систему реализации ФОП ДО в педагогическом процессе (в соответствии с планом)
- Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, осуществлять их
интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса.
3. Цель
Создание качественной и безопасной материально-технической
соответствующей современным требованиям
среды
МБДОУ,
20
Задачи:
- Обеспечить необходимым техническим оборудованием помещения МБДОУ, способствующие
охране жизни и здоровья детей.
- Обеспечить инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном
учреждении.
- Преобразовывать предметно-развивающую среду с учетом образовательной программы ДОУ и
ФОП ДО и улучшать материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
21
Стратегия развития МБДОУ детский сад№ 5 «Ёлочка» г. Моздока
План действий по реализации Программы развития
Управление
№
Мероприятия
1 Формирование нормативно – правовой базы
2 Обновление основной образовательной программы, в
соответствии с изменениями системы образования,(ведения
ФОП ДО)запросов семей воспитанников, общества
(внедрение компетентного подхода).
3 Мониторинг достижений детьми результатов
освоения основной образовательной программы
дошкольного образования в соответствии с ФГОС и ФОП ДО
4 Развитие проектной деятельности ОУ: уточнение
концептуальных направлений развития ОУ
5 Вовлечение родителей в образовательный процесс
6 Подбор и апробация диагностических материалов,
позволяющих контролировать качество образования (на
основе программных требований, федеральных
государственных образовательных стандартов. Федеральной
образовательной программы))
7 Разработка системы контроля качества оказываемых
Сведения об источниках, формах,
Этапы, сроки механизмах, привлечения трудовых,
материальных ресурсов для
их
реализации программы
выполнения.
Источники
Исполнители
финансирования
2023
Без
Заведующая
финансирования
2023--2024
Без
Заведующая,
финансирования
ЗЗВР
2024
Без
финансирования
Воспитатели
2023
Без
финансирования
Без
финансирования
Без
финансирования
Заведующая
Заведующая,
ЗЗВР
Без
Заведующая,
2023-2028
2023-2028
2023-2024
Воспитатели
22
образовательных услуг
финансирования
ЗЗВР
8 Составление плана взаимодействия педагогов и родителей по
2023
Без
Воспитатели
направлениям развития воспитанников
финансирования
9 Разработка циклограммы мероприятий по повышению
2023-2028
Без
Заведующая,
компетентности родителей в вопросах воспитания и
финансирования
ЗЗВР
образования детей
Ожидаемые результаты:
- разработка материалов по диагностике и мониторингу воспитанников, педагогов и родителей;
- банк данных приёмов, способов, методов, система формирования у воспитанников
умений, навыков и
компетентностей.
Социальный эффект
- Повышение качества образовательного процесса
Работа с родителями.
Проблема: Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей
Цель: Создание системы консультирования для родителей.
Задачи.
1. Вовлекать родителей в построение образовательного процесса, посредством постоянного их информирования.
№
п/п
Мероприятия
1 Оформление информационных стендов для родителей в
Этапы, сроки
их
выполнения
2023-2028
Сведения об источниках, формах,
механизмах привлечения
финансовых, трудовых,
материальных ресурсов для их
реализации
Источники
Исполнители
финансирования
Без
Воспитатели
23
группах:
«Для вас, родители», «Будем здоровы», «Чем мы
занимались»
2 Внедрение активных форм работы с семьей (круглые столы,
семинары-практикумы, консультации). Развитие
разнообразных, эмоционально насыщенных способов
вовлечения родителей в жизнь детского сада (создание
условий для продуктивного общения детей и родителей на
основе общего дела: семейные праздники, досуги, )
4 Сбор банка данных по семьям воспитанников
социологическое исследование социального статуса и
психологического микроклимата семьи (анкетирование,
наблюдения, беседы)
5 Составление плана взаимодействия педагогов, родителей по
направлениям развития воспитанников.
6
Организация индивидуального консультирования по
вопросам воспитания и развития.
7 Родительские групповые собрания
8 Оформление папок-передвижек, творческие отчёты
9 Составление социального проекта семей воспитанников
финансирования
2023-2028
Без
финансирования
2023-2028
Без
финансирования
2023
Без
финансирования
2023-2028
2 раза в год
Воспитатели,
музыкальный
руководитель.
Воспитатели
Воспитатели
Без
Заведующая, ЗЗВР,
финансирования
воспитатели
Без
финансирования
Ежегодно,
Без
ежеквартально финансирования
ежегодно
Без
финансирования
Воспитатели
Воспитатели
ЗЗВР
Ожидаемый продукт:
- Организация консультативного раздела на сайте ДОУ для родителей с привлечением узких специалистов.
- Организация виртуального раздела консультаций на сайте ДОУ привлечением узких специалистов.
24
- Обновление информационных стендов для родителей в группах: «Для вас, родители», «Будем здоровы», «Чем мы
занимались», «Скоро в школу» и т.п..
Социальный эффект:
- Информированность о качестве взаимодействия с семьей.
- Вовлечение родителей в управление качеством образования детей
- Повышение компетентности родителей.
Укрепление материально – технической базы.
Проблема: Объективная необходимость
педагогов на приведение в соответствие с требованиями
государственных образовательных стандартов, социальны норм и нормативов
Цель: Совершенствование системы управления ресурсообеспечивающей деятельностью: поддержание в рабочем
состоянии материально-технических ресурсов; управление имуществом учреждения.
Задачи:
- Обеспечить охрану жизни и здоровья участников образовательного процесса.
- Привести помещения в соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
- Обеспечить инновационный характер образовательного процесса путём использования ИКТ, пополнение
компьютерной базы презентациями.
- Пополнение материальной базы групп необходимым оборудованием, техническими средствами, дидактическим и
игровым материалом по всем разделам образовательной программы.
№ Мероприятия
2. Замена линолеума на группах, в фойе ДОУ
Этапы, сроки их
выполнения
2024-2025г
Сведения об источниках,
формах, механизмах,
привлечения трудовых,
материальных ресурсов для
их реализации
Источники
Исполнители
финансирования
Средства
Заведующая
25
3 Замена оконных блоков
2024-2025г
2. Благоустройство территории:
-обновления ограждения территории детского сада.,
- спил деревьев, представляющих угрозу жизни и
здоровья детей.
- освещение территории ДОУ
3. Приобретение детской и взрослой мебели
2023—2028 г.
2026-2028 г.
бюджета
Средства
бюджета
Средства
бюджета
ДОУ
Заведующая
ДОУ
Заведующая
ДОУ
Средства
бюджета
Заведующая
ДОУ, завхоз
Ожидаемый продукт:
Благоустроенная площадка
Создание развивающей среды в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
к условиям реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования.( ФОП ДО)
Социальный эффект:
Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса.
Социальное партнерство
Проблема: При создавшихся в нашей стране экономических, социальных и политических условий,
современное образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления
взаимовыгодного социального партнерства.
Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме
открытого образовательного пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества,
государства в воспитании подрастающего поколения.
Задачи:
26
1. Найти формы эффективного взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления
детей,
а также семейного, экологического воспитания; патриотического воспитания
2. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников;
3. Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.
№ Социальный партнер
Мероприятия
Центральная библиотека им. Экскурсии, беседы,
А.М. Горького
посещение праздников,
выставок, участие в
конкурсах
ГИБДД
Конкурсы, развлечения,
встречи, беседы, акции
РДК
Музей краеведения
Детская поликлиника
Ожидаемый
Социальный эффект
продукт
деятельности
Выставки
Обогащение познавательной и
рисунков, детские воспитательной сферы детей
рукописные книги
Участие в
Обогащение знаний детей по ПДД,
конкурсах, игры по социально-эмоциональной сфере
станциям, выставки детей
детских работ
Экскурсии, выставка
Поделки
Обогащение социальнорисунков, поделок,
изготовленные под эмоциональной сферы детей
конкурсы, концерты
руководством
Формирование навыков
педагогов, рисунки, продуктивной деятельности.
участие в
конкурсах,
концертах
Экскурсии , беседы
Выставки рисунков Обогащение познавательной сферы
детей
Профилактические осмотр, Медицинские
Снижение числа пропусков детьми
противоэпидемиологические рекомендации,
по болезни
мероприятия
карты
27
Целевые индикаторы и показатели программы развития МБДОУ детский сад № 5 «Ёлочка» г. Моздока
Наименование мероприятия (комплекса
Наименование
результат
мероприятий Программы), обеспечивающих
показателей конечных 2023- 2024252026достижение конечного результата
результатов
2024
2025
2026
2027
Мероприятия, направленные на повышение уровня своего потенциала и потенциала родителей, направленного
на развитие, воспитание и обучение детей, отвечающего современным требованиям, как к педагогу, так и к
ребёнку-выпускнику.
1.Разработка плана мероприятий, направленных на
Образовательный ценз
+
повышение уровня профессиональной компетентности педагогического
педагогического состава
состава, доля
педагогов.
2.Реализация проектной деятельности педагогами.
Количество
+
участвующих в
проектной
деятельности педагогов
3.Координация деятельности педагогов по внедрению
Результаты
+
образовательной программы МБДОУ в соответствии с мониторинга,
ФОП ДО
анкетирования,
тестирования
педагогов.
4.Информационно-аналитическое сопровождение.
Изучение
информативных,
инструктивных,
правовых,
методических
28
документов, на основе
которых организуется
деятельность ДОУ.
Наблюдение за
деятельностью
педагогов и детей.
Анализ документации,
планов, воспитательнообразовательных
программ, детских
работ, статистических
данных.
Мероприятия, направленные на обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям
инновационно-ориентированного характера образовательного процесса.
1.Обеспечение инновационного характера
Доля воспитанников,
68%
68%
73%
82%
образовательного процесса ДОУ посредством
охваченных
познавательно- интеллектуальной проектной
парциальной
деятельности
образовательной
программой
математического
развития дошкольников
«Игралочка» / Л.Г.
Петерсон, Е.Е.
Кочемасова.
2. Разработка модели здоровьесберегающего
Использование
+
пространства в МБДОУ
здоровьесберегающих
технологий в
образовательном
процессе
29
3. Разработка программы взаимодействия с родителями Результаты
+
воспитанников.
анкетирования
4.Реализация образовательной программы.
Результаты
+
мониторинга
Мероприятия, направленные на создание качественной и безопасной материально-технической среды МБДОУ,
соответствующей современным требованиям.
1.Обеспечение комплекса безопасности в МБДОУ
Выполнение
+
требований и норм
СанПиН 2.4.3648-20,
СанПиН1.2.3685-21
Выполнение
+
требований ОНД и ПР
Росгвардии
Прогнозируемый результат программы развития к 2028 году.
Реализация Программы позволит повысить качество и обеспечить условия получения образовательных
услуг для всех категорий семей и воспитанников, не зависимо от социального и имущественного статуса, состояния
здоровья в условиях инновационного режима развития ДОУ.
В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов:
- реализация ФОП ДО в организацию образовательного процесса
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
- создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии с образовательными
областями образовательной программы МБДОУ и в соответствии с ФОП ДО
30
- обеспечение готовности воспитанников к обучению в школе, показателями является итоговый мониторинг по
образовательным областям программы и по методическим рекомендациям.
- активное включение родителей в образовательный процесс
- создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа ДОУ, разработка
стратегии по благоустройству территории ДОУ.
Предполагается что:
1. Для воспитанников и родителей:
- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста;
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования;
- обеспечение индивидуального педагогического сопровождения для каждого воспитанника ДОУ;
- каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и
контроля в воспитательно-образовательной программе ДОУ, возможность выбора дополнительных программ развития;
- качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в
школе.
2. Для педагогов:
- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства;
-квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника;
- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий;
- поддержка инновационной деятельности.
3. Для ДОУ:
- создание РППС, способствующей духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
- развитие сотрудничества с другими социальными системами;
- будут обновляться и развиваться материально-технические условия пребывания детей в учреждении.
Элементы риска развития программы МБДОУ
При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски:
31
- недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников,
- быстрый переход на новую программу развития ДОУ может создать психологическое напряжение у
коллектива.
Управление Программой развития
Для текущего управления реализацией Программы создана творческая группа из педагогов ДОУ по
разработке и реализации Программы развития и целевых проектов.
Основными задачами творческой группы в ходе реализации Программы являются:
-подготовка предложений по направлениям работы, по формированию перечня программных
мероприятий на каждый год;
-подготовка предложений по вопросам реализации Программы для рассмотрения на
Педагогическом совете, общем родительском собрании;
-выявление содержательных и организационных проблем в ходе реализации Программы и
разработка предложении п их решению.
-разработка и апробация предложений по механизмам и схемам финансового обеспечения
реализации и Программы;
-организация и проведение мониторинга результатов реализации программных мероприятий по
каждому направлению работы;
-организация и проведение оценки показателей результативности и эффективности
программных мероприятий;
-принятие решения об участии в презентациях, конкурсах, экспертизе ит.п.
-ведение отчетности о реализации Программы;
-организация размещения в электронном виде на сайте информации о ходе и результатах
реализации Программы, финансировании программных мероприятий, привлечении внебюджетных
32
средств, проведении экспертиз и конкурсов.
Литература:
1. Маркова Л.С. Программа дошкольного образовательного учреждения: Практическое пособие. – 2-е изд. испр. и
доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 80с.
2. Майер А.А. Программа развития ДОУ: построение и реализация, ТЦ Сфера, 2004. – 128 с.
3. Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128ч
– (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
4. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Методические пособие. – 3-е изд., испр. и
доп. – М. АРКТИ, 2006. -96 с.
5. Корепанова М.В. Программа развития ДОУ: Методическое рекомендации: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.
6. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение: пособие для рук.и адм.
работников И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009. -320 с.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Президент Российской Федерации Д. Медведев,
04.02.2010 г. – Пр-271
8. Гайнутдинов Р.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры управления и экономики ИРО, Типичные
ошибки и основные рекомендации по подготовке программы развития ОУ. Москва- 2011г.
9. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы, - Метод.пособие для руководителей
образовательных учреждений. М., - 1993.
33
34